Развитие речи

Тема в разделе 'Экспериментальная деятельность с детьми', создана пользователем Окс :-), 25 фев 2013.

  1. Окс :-)

    Окс :-) Пользователь

    Сообщения:
    20
    Симпатии:
    40
    Многие дети не говорят некоторые звуки. Как научить ребенка говорить Р, Л и другие. В каких случаях стоит обращаться к логопедам?
    Nataly и Анастасия Сазонова нравится это.
  2. Анастасия Сазонова

    Анастасия Сазонова Главный редактор "Планета Детства" Команда форума

    Сообщения:
    398
    Симпатии:
    287
    Звук Р!
    Желательно, чтобы ребенок выговаривал этот звук к поступлению в школу. По начинать работать надо в этом направлении (готовить язычок) гораздо раньше - в 2-3 года.
    Вот несколько артикуляционных упражнений на развитие подвижности языка. Это поможет не только выговаривать звук Р, но и другие "сложные" звуки:
    • «Качели»
    • «Маляры»
    • «Лошадка»
    • «Барабан» (разнообразные движения язычком)
    • поднимаем кончик языка на верхнюю губу, опускаем на нижнюю губу;
    • поднимаем кончик языка на верхние зубы, опускаем на нижние зубы;
    • поднимаем кончик языка к верхним альвеолам, опускаем к нижним альвеолам;
    • «пересчитываем» кончиком языка верхние, нижние зубы;
    • пощелкиваем язычком;
    • «присасываем» язык к нёбу;
    • «присасываем» язычок к нёбу, опускаем нижнюю челюсть;
    • кончиком языка быстро двигаем между верхней и нижней губой - это упражнение называется «болтушка»;
    • делаем «пулемет»: часто произносим звуки д и т;
    • сдуваем кусочки тонкой бумаги, ваты с кончика язычка, который просунут между губами;
    • делаем вибрацию губ и кончика языка, который просунут между губами;
    • в момент произнесения звука ж или д чистым пальцем либо соской, натянутой на шпатель или палец, под кончиком языка делаем учащенные движения слева направо и справа налево - должна появиться механическая вибрация - это упражнение называется «балалайка».
    Также очень полезны дыхательные упражнения:
    • «Футбол»
    • «Пчелки»
    • «Надуем шарик»
    • «Мыльные пузыри» (различные за интенсивностью выдохи).
    Окс :-), Nataly, Карат и ещё 1-му нравится это.
  3. Nataly

    Nataly Активный пользователь

    Сообщения:
    223
    Симпатии:
    251
    Анастасия, а если не затруднит, можно поподробнее о пчелке и футболе???
    Хотя бы в двух-трех словах, или источник информации ;)
  4. Анастасия Сазонова

    Анастасия Сазонова Главный редактор "Планета Детства" Команда форума

    Сообщения:
    398
    Симпатии:
    287
    Вариаций много :). "Футбол" очень похож с "Надуем шарик". "Надуем шарик" - делаем ритмичные выдохи (несколько), можно и настоящий шарик воздушный использовать. А "футбол" (он же может быть баскетбол") - делаем мячик (раздуваем щечки и медленно выпускаем воздух, не сдувая щечки) :)
    А вот второй вариант: взять в рот соломинку (толщина соломинки зависит от возраста ребенка: чем старше ребенок, тем тоньше соломинку нужно выбирать для игры), положить на столе перед воротами шарик. Дуть через соломинку на ватный шарик, пытаясь "забить" шарик в ворота. Вдох – через нос, выдох – через соломинку.
    Мне второй вариант больше нравится ;).
  5. Анастасия Сазонова

    Анастасия Сазонова Главный редактор "Планета Детства" Команда форума

    Сообщения:
    398
    Симпатии:
    287
    А за "Пчелку". Вот описание нескольких игр, в том числе и "Пчелка" :)
    Дыхательные упражнения.
    Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
    Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

    Упражнение 2. НАСОС.
    Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

    Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
    Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
    Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
    Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
    Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.
    Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

    Упражнение 4. САМОЛЁТ.
    Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
    Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
    Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
    Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
    Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
    Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
    Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
    Жу – жу – жу (делает поворот влево)
    Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
    Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
    Повторить 2-3 раза

    Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.
    Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
    У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)
    У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
    Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
    Он же к ней не попадёт.
    Повторить 3 – 4 раза.

    Упражнение 6. ВЕТЕРОК.
    Я ветер сильный, я лечу,
    Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
    Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
    Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
    Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
    И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
    Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
    Повторить 3-4 раза.

    Упражнение 7. КУРОЧКИ.
    Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

    Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
    Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
    Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
    Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
    Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

    Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.
    Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
    Зу-зу, зу-зу,
    Косим мы траву.
    Зу-зу, зу-зу,
    И налево взмахну.
    Зу-зу, зу-зу,
    Вместе быстро, очень быстро
    Мы покосим всю траву.
    Зу-зу, зу-зу.
    Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.
  6. Nataly

    Nataly Активный пользователь

    Сообщения:
    223
    Симпатии:
    251
    Спасибо огромное за столько содержательное дополнение :p ))))))
    Подозреваю я, что тут уже не только про буквы Л и Р речь идетo_O
    У меня еще вопрос возни сразу же..
    Ребенок в 4 года не хочет учить стихи - как привить интерес и нужно ли это делать?
    При этом он поет песни - очень даже ладно и складно)))
    В основном из мультфильмов.
    По четверостишью изредка выдает нам в музыкальном оформлении.
    Но чаще просто мелодию напевает.
    Анастасия Сазонова нравится это.
  7. Анастасия Сазонова

    Анастасия Сазонова Главный редактор "Планета Детства" Команда форума

    Сообщения:
    398
    Симпатии:
    287
    Если не хочет, считаю, что настаивать не надо. Память то развита, и ребенок ее сам тренирует - тем более не только слова запоминает, но и еще и мелодию.
    А интерес конечно можно попробовать развивать: например организовать концерт для папы. А после выступления последует буря аплодисментов :D !
    Можно еще один прием использовать, когда вы начинаете рассказывать стихотворение, а ребенок досказывает фразу.
    Например,
    Вы : Наша Таня
    Ребенок: громко плачет
    Вы: Уранила...
    Ребенок: в речку мячик.
    tatka84 и Nataly нравится это.
  8. Елена Lfdsljdf

    Елена Lfdsljdf Новичок

    Сообщения:
    9
    Симпатии:
    14
    Адрес:
    Тамбов
    Малыш, знакомясь с окружающим миром и окружающими его предметами, познает их свойства ощупывая , осматривая и таща все в рот. Но по достижении ребенком года, его отношение к предметам начинает меняться, он начинает по другому ориентироваться в мире предметов. Все чаще при обнаружении нового предмета возникает не вопрос "Это что?", а более взрослый - "А что можно сделать с этим?" Узнав, что и как можно делать с данным предметом, малыш учится им реально пользоваться. При правильной организации всей жизни и деятельности ребенка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения.
    Малыш понимает лишь часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям, ее эмоциональный тон определяет настроение, а то, чего ребенок не понимает, восполняют неречевые средства коммуникации — указательный и изобразительный жест, мимика, ситуация, вид деятельности.
    Большую роль играют при этом действия взрослого, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. При дефиците общения в раннем возрасте, ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.
  9. Nataly

    Nataly Активный пользователь

    Сообщения:
    223
    Симпатии:
    251
    Я это твердо "зарубила себе на носу":D, изучая труды самых разных авторов. Абсолютно разделяю такую точку зрения.
    Хочется добавить еще кое-что из личного опыта. Целесообразно обращать внимание ребенка на то как звучит одна и та же речь в исполнении разных авторов. Чтобы его любимую книжку читала для него не только мама, но и бабушки, мамины подруги, дети постарше, и самое главное чтобы ребенок обязательно слушал речь профессиональных дикторов, но не в новостях естественно, а в профессионально озвученных презентациях, аудиосказках, где участвуют профессиональные актеры. Там есть все, чему учит риторика: и интонация, и темп, и сколько угодно эмоций - все основы для выразительной яркой речи.
  10. kSovenok

    kSovenok Новичок

    Сообщения:
    3
    Симпатии:
    1
    А нам невролог сказал,что короткая уздечка НЕ влияет на развитие речи,а только на произношение.К логопеду тоже сказали не раньше 3-х лет обращаться.Не знаю,что и делать,все говорят:ждитеА я волнуюсь...
    Анастасия Сазонова нравится это.
  11. Анастасия Сазонова

    Анастасия Сазонова Главный редактор "Планета Детства" Команда форума

    Сообщения:
    398
    Симпатии:
    287
    Действительно, раньше трех не рекомендуют работать с логопедом.

Поделиться этой страницей