Развивающее пособие по экологическому воспитанию детей «Заколдованное поле»

Складываем принцессу из бусинокДошкольников всегда привлекает решение проблемных ситуаций, особенно если они представлены в виде различных игр, а особенно, в изготовлении которых, они тоже принимали участие. Общий замысел игры опирается на уже полученные знания детей, в которой представленные модели существенных признаков животных из разных эколого-систематических групп (модели мы придумывали вместе с ребятами на занятиях). Развивающе пособие расчитано на детей старшего дошкольного возраста.




Для изготовления данного развивающего пособия понадобиться картонная коробка, клейкая плёнка или скотч, 4 контейнера,4 игрушки из-под киндер-сюрприза, карточки с изображением животных (звери, рыбы, птицы, насекомые) по 4 представителя каждого класса.

Алгоритм изготовления пособия:

1. Приготовить картонную коробку, обклеить яркой бумагой, покрыть самоклеющейся пленкой или скотчем (для прочности), на дно коробки заранее кладем (не приклеиваем) заготовку с картинками-моделями основных признаков животных; кубик для игры можно взять готовый или сделать самим из белого картона. Старт обозначим красным квадратом.Модели эколого систематических групп картинки

2. Вместо обычных фишек я взяла бусинки (раз уж в путешествие у нас отправляются принцессы), которые сложены в коробку. Понадобятся четыре не большие емкости, (условно называю их «корзинками» для принцесс), взяла старые футляры из-под счетных палочек. На каждый наклеила из картона разноцветные овалы, которые по цвету схожи с цветом платьев принцесс.Модели признаки животные

3. С одной стороны коробки сверху ножом для бумаг вырезала специальные четыре отверстия для «корзинок». Принцесс для игры взяла из киндер-сюрприза, финиш игры обозначила вырезанным из картона дворцом.Модели признаков зверей для дошкольниковМодели эколого систематических групп картинки

4. В отдельную коробку приготовила картинки с изображением животных (звери, птицы, рыбы, насекомые), которые собрала со старых лото. Вместо обычных фишек я использовала крупные бусинки, (раз уж в путешествие у нас отправляются принцессы), которые сложены в коробку.Модели эколого систематических групп для дошкольников

Задачи:

— игровое пособие помогает закрепить знания детей о животных, тренировать умение пользоваться схемами: определять по картинкам-моделям к какой основной эколого-систематической группе они относятся (звери, птицы, рыбы, насекомые).
— развивает мышление детей путём поиска, сравнения и установления причинно-следственных связей, развивает доказательную речь.

Цель: за правильные ответы набрать большее количество бусинок и придти во дворец раньше других.

1-Вариант использования пособия:

В игре одновременно могут участвовать от 2 до 4 детей. Можно перед началом игры мотивировать детей на игру рассказывая, что принцессы были на балу,а теперь им надо помочь вернуться во дворец, но злая колдунья превратила дорогу по пути во дворец в заколдованное поле, которое мы должны помочь разгадать и собрать как можно больше бусинок для ожерелья колдуньи, чтобы она подобрела и больше не обижала принцесс.Каждый ребенок выбирает себе принцессу и «корзинку» определенного цвета. По очереди бросают кубик и перемещает свою принцессу на столько клеток сколько выпало точек. Направление движения принцесс по полю педагог указывает сам (можно указать стрелками на клетках).

Если принцесса попала на клетку с картинкой-моделью, то ребенок выбирает из всех карточек животное, которое по его мнению соответствует данной модели, доказывает, почему он выбрал именно это животное.

Например, Тане выпало на кубике 6 точек, её принцесса стала на картинку-модель на которой изображены деревья (лес). Таня определяет, что в лесу живут дикие животные и птицы (выбирает картинку с волком). Таня доказывает, что волки живут в лесу, потому что они дикие животные, сами о себе заботятся. Здесь педагог может задать вопрос чем питается волк,образ его жизни, о его детенышах.За правильный ответ Таня получает бусинку, которую кладёт в свою корзинку.

Если выпадает ход на пустую клетку, то играющий пропускает ход.Когда ребенок ошибается, то его принцесса возвращается ровно настолько клеток назад, сколько было на кубике. В конце игры победителем оказывается тот, кто больше дал правильных ответов и набрал в своей корзинке больше бусинок.

2-Другой вариант игры.

Можно, наоборот, на дно коробки положить заготовку с изображением разных животных, а картинки-модели дети будут подбирать сами и доказывать, почему это животное относиться к рыбам, например, а не к зверям или насекомым. На кубике выпало 3 и принцесса переместилась на клетку с изображением окуня, ребенок выбирает соответствующие картинки — модели (вода, чешуя, жабры, плавники, икринки и т.д.), доказывает свой выбор и т. д. – также можно взять карточки – модели и картинки растений.

Таким образом, дети осознанно усваивают полученные знания в процессе игры, ребенок манипулирует набором картинок-моделей доказывая и объясняя свои действия.

Автор: Ахметшина Наталья Анатольевна,
воспитатель,
МКДОУ Д/С «Теремок» п. Ханымей, Пуровского района, ЯНАО, Россия

Статья размещена в авторской редакции

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *