Развитие ребенка через театрализованную деятельность. Опыт работы

Театр — это волшебный край, в котором ребёнокМастер класс театрализация воспитателей

радуется, играя, а в игре он познает мир.
С.И. Мерзлякова

 Формы и методы работы 

Свою работу я начала с изменения структуры занятия, так как старая перестала устраивать и меня, и детей. Стала искать новые решения этой проблемы, при этом опираясь на современные педагогические принципы, во многом отличающиеся от традиционной программы.


Формы и методы проведения занятий самые разнообразные. Главное условие успешности в выборе формы занятий — чёткое осознание его развивающей цели, готовность к сотрудничеству с ребенком в совместном решении задач. Я в этой или иной форме задаю проблемную ситуацию, вместе с детьми открывая способ её разрешения. Поощряю детей к поиску, ни одно высказывание не оставляю без внимания. Чтобы найти выход из проблемной ситуации ребёнку нужно преобразить свой прошлый опыт, найти новые пути его использования или»открыть» для себя новый способ. Важно , чтобы ребенок ощутил удовольствие и радость от общения со мною, а также от того, что решил новую для себя задачу, нашел выход из той или иной ситуации путем практических проб.

На смену приказаниям и запретам в отношениях между ребенком – взрослым пришло принятие личности ребёнка, умение учесть его индивидуальность, его точку зрения, его чувства, эмоции. Считаю, что только на фоне теплых, доверчивых отношений можно наиболее успешно проводить развивающие занятия.

Варианты построения занятий самые разнообразные. Большинство занятий проходят в достаточно свободной форме. Можно расположиться на ковре, что способствует созданию спокойной домашней атмосферы, передвигаться по комнате в ходе игр- драматизаций, в участии в подвижных играх. Расположение детей в течении одного занятия меняется несколько раз. Такая организация занятий детей дает простор для выдумок и творчества детей, позволяет им быть свободными и утверждаться в своих силах. Всё это требует от меня не только владеть знаниями , но и уметь импровизировать, вызывать в себе и детях состояние творческого поиска и вдохновения, реагировать на непредвиденные ситуации.

Для того, чтобы на долго удержать интерес ребенка , его внимание, использую комплексные занятия. Здесь знакомство с устным народным творчеством, слушание народной музыки , просмотр произведений искусств , рисование, лепка. Занимаюсь с детьми индивидуально и по подгруппам.

Знания, умения и навыки рассматриваем не как самоцель, а как средство полноценного развития личности. Стремлению узнать новое способствует дифференцированный подход к каждому моему занятию, разнообразие используемых мною нетрадиционных методов.

Одним из важнейших и ведущих методов считаю – игровой метод. Ведь игра соответствует природе ребенка: играя, ребенок познает новые образы, приобретает умения и навыки, развивает фантазию. Ещё В. Сухомлинский говорил, что «духовная жизнь ребёнка полноценная лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он- засушенный цветок».

В работе использую следующие игры:

  • игры , возникающие по инициативе ребенка( самодеятельные игры);
  • игры возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
  • игры, идущие от исторически сложившихся традициях – народные игры, которые возникают как по инициативе взрослого, так и детей старшего возраста.

Игра несет в себе различную функциональную нагрузку:

  • познавательную;
  • физического развития личности;
  • импровизационно-творческую;
  • организационно-деятельную.

Особое внимание уделяю на процесс игрового перевоплощения: внутренний, внешний( жест, мимика, поза) и речевой( темп, интонационная выразительность, сила голоса).

Сравнивая уровень развития детей, я заметила, что играя, они быстрее развиваются умственно, физически, игра укрепляет мышечный аппарат, развивает пластику, моторику, чувство ритма, музыкальные способности, приобщает ребенка к миру театра. Помогает создать атмосферу эмоционального тепла, снять закомплексованность детей, способствует максимальной реализации возможностей каждого ребенка и насыщению его жизни познавательными событиями. Ребенок не боится сделать ошибку, высказывает свои соображения, проявляет инициативу и самостоятельность.

Специальный подбор народных игр, содержащих элементы, атрибуты народного творчества, повышает интерес к народному фольклору и национальным традициям, способствует установлению взаимосвязи между творческим знанием национальной культуры, «вживанием» в неё. А также помогает найти правильный подход к каждому ребенку. Обеспечивая радостное » проживание» в детском саду и установить между нами доверительные отношения.

Благодаря высокой действительности эмоционально- образного начала народных сказок, рассказов и стихов для детей, в процессе приобщения к ним у ребенка воспитываются высокие нравственные чувства, формируется переживание, уверенность в победе доброго начала, что служит ему защитой и направляет развитие по позитивному пути.

Художественная литература формирует чувство языка, художественный вкус, умения слышать выразительность речевой интонации. На каждом занятии предлагаю детям дикционные упражнения, пословицы, поговорки на гласные и согласные звуки, скороговорки, что обогащает речь детей народными поэтическими оборотами( «зимушка- зима». «рассыплюся яблонькой», «Ванечка- дружок» и др.), расширяется словарный запас. Ведь слово «язык» в Древней Руси означает «народ».

Пословицы и поговорки – жемчужина народного творчества, оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка, поучения, заключенные в них легко запоминаются и воспринимаются. Они образны, поэтичны, надёжны сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Пословицы и поговорки можно использовать в любой ситуации. Вместе с детьми объясняем смысл пословиц, учимся понимать в каких ситуациях можно применить ту или иную пословицу. Организовываю конкурсы- соревнования между детьми:  «Продолжи пословицу», «Кто больше назовёт пословиц на ту или иную тему?».

В результате использования на занятиях с детьми младшего возраста потешек, пестушек, прибауток, малыши самостоятельно начинают играть в ладушки, притоптывать, приплясывать, петь куклам – про кота-воркота, про гулей, приучая ухо к интонационному строю речи. А сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта!

Использование на занятиях малых фольклорных форм удовлетворяет рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове, в ритмичных движениях, вырабатывает разнообразные стороны его деятельности, используемые мною.

Весёлые сценки настольного, кукольного театра, театра Петрушки, первые сказки не только радуют, забавляют малышей, но и помогают организовать их поведение, расширяют кругозор , воздействуют на чувства, развивают речь и память, формируют отношения к окружающему миру.

В качестве дидактического материала я использую на занятии произведения народного декоративно- прикладного искусства, что оказывает большую помощь при обучении их декоративному рисованию. Наблюдение народных игрушек (дымковских, богородских), народных сувениров (хохлома, городец, жостово) облегчает детям овладение формой в лепке, изодеятельности. Искусство народных мастеров помогает раскрыть мир прекрасного, развить у детей художественный вкус, интерес к предметам быта, народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

С большим успехом у нас проходят народные праздники, календарные и обрядовые. Детям нравиться приходить в празднично украшенный зал, воссоздающий обстановку избы. Печь-барыня, самовар-дружище, деревянные лавки, самотканые половики, занавески, рушники и народные платки, деревянная расписная посуда и мебель создают тепло и уют. Дети и взрослые в различных костюмах. На праздники обязательно приглашаем родителей, которые всегда активно помогают в подготовке праздников: поют, пляшут, играют вместе с ребятами, соревнуются. Дети с интересом встречают любимых сказочных героев: Емелю, царевну-Несмеяну, красавицу Матрёшку, скоморохов, Весну-Красну, озорную Бабу-Ягу, ряженых и других героев. Здесь я хочу отметить прекрасную работу воспитателей, их любовь к детям, отзывчивость и доброжелательность, их прекрасные артистические данные

Здесь и удаль и размах, весёлые подвижные игры, пляски и хороводы. Русский праздник всегда хлебосольный. Детям нравятся вкусные пироги, караваи приготовленные нашими поварами. Дети усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ, знакомятся с народными традициями, приобщаются к национальной культуре. Такие праздники надолго остаются в памяти, дети потом отражают их в своих рисунках, поделках.

Ни один праздник не обходится без игры на детских музыкальных инструментах. Незатейливые музыкальные инструменты в руках малышей становятся волшебными, оживают, обретают свой голос, а также способствуют музыкальному развитию, формируют интерес к народному искусству, развивают чувство темпа, ритма, пластику, моторику, координацию движений.

Любое занятие мы начинаем с пальчиковой гимнастики или дыхательной гимнастики, проводимых в игровой форме с использованием речетатива. Такое начало занятий помогает дошкольникам сконцентрировать свое внимание, настроиться на тему занятий. Затем начинаем активизировать мышцы языка, губ, подготавливать артикуляционный аппарат детей, выполняя такие упражнения как »Пятачок», «Зевание пантеры», «Грибок», и другие. Большое место отводим формированию навыков общения и умению вести диалог. Для этого проводим такие упражнения, как «Киска , как тебя зовут?», «Лапки мыли?», и другие. Шутки , потешки , небольшие стихи, чистоговорки, скороговорки помогают сделать обучение увлекательным, разнообразным, поэтому такой материал используется нами на каждом занятии.

В основную часть занятий включили игры на развитие способности строить позитивные взаимоотношения с окружающим миром, умение понимать других людей, их чувства, настроения, собственные переживания и управлять ими. В овладении этими умениями большая роль отводится развитию выразительных движений, пластики, мимики, пантомимики, с помощью которых люди выражают свои эмоции.

В свою работу я включила игры на развитие выразительности речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая ребенком роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

В третью часть занятий включаем игры- инсценировки, подготовку к театрализованным представлениям, кукольный театр.

Игры-инсценировки проводим в форме дословного пересказа в лицах( по ролям) художественного произведения, прочитанного воспитателем, или же свободного пересказа текста детьми – сюжетно- ролевой игры детей.

Дословный пересказ текста выполняем вместе с детьми , берем на себя роль ведущего, а детям поручаем другие роли. Текст, который должен произносить каждый персонаж, сначала произносим сами , дети повторяют. Инсценировка художественного произведения в свободном пересказе детьми реплик каждого персонажа происходит как сюжетно-ролевая игра. Как правило, это бывают сказки, много раз читанные и потому очень хорошо известные детям.

Кукольный театр — это вид сюжетной «режиссерской » игры. Предлагаем детям произносить по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки( театр игрушек), петрушек( кукол надеваемых на пальцы рук),вырезанные картинки и т.д. Кукольный театр используем как методическое средство, активизирующее речь детей. Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений; нести ответственность за управление куклой; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять; позволяет научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Вначале фрагменты произведения используем как упражнения. Например, в сказке «Заюшкина избушка» детям предлагается прогнать лису от лица медведя и петуха, после чего обсуждаем, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз работу усложняем, предложив одному ребенку разыграть диалог двух персонажей( проговаривая слова за каждого). Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Стараюсь предоставлять детям больше свободы в действиях, имитации движений.

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения.

Из практики своей работы сделала вывод, что любая задача любого занятия решается детьми легче и проще, быстрее, если её обыгрывают. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником при подготовке и проведении занятий. Для дошкольников учебные задачи, прямо поставленные перед ними, не всегда бывают интересны, и , следовательно, не играют особой роли в его развитии. Например. Знакомя детей с представлением деления предмета на равные части на занятиях по математике можно очень много времени потратить на объяснения этого процесса, а можно просто разыграть сценку деления сыра лисой из сказки о двух медвежатах. Причем разыграть в лицах , на сцене. В итоге результат получается эффективнее и знания гораздо прочнее.

Элементы театрализации мы старались включить на разных занятиях: ознакомление с художественной литературой, обучение грамоте, занятия по ИЗО.

Благодаря необычному сказочному сюжету, занятия позволяют заинтересовывать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий.

Для самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе созданы благоприятные условия. Имеется уголок театрализованной деятельности. В нем широко представлены:

  •  Различные виды театров ( би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный, театр на фланелеграфе, баночный, ложечный, театр шаров, театр игрушки, плоскостной театр).
  •  Реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей ( набор кукол, ширмы, элементы костюмов, маски, игровой реквизит).

 Таким образом, среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной его формой самообразования.

Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно речевой деятельности. Многие родители изготавливают вместе с детьми костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Одной интересных форм работы, которой нам удалось достичь, является привлечение родителей для участия в театрализованных представлений в качестве актеров. Осенью дети с помощью родителей изготовили «Театр овощей» по сказке «Репка», куклы на деревянных ложках, из перчаток.

Целенаправленно совместно с детьми родители читают произведения, просматривают видеофильмы.

Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации ввиду консультаций. Всё это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Со слов детей мы узнали , что во многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

Работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности проводим в тесном контакте со вторым воспитателем, помощником воспитателя, музыкальным работником, психологом, руководителем по физ.воспитанию и родителями. В подготовке театрализованных представлений участвует весь коллектив детского сада: совместно с воспитателями готовим декорации , афиши, разрабатываем эскизы костюмов. На занятиях дети отрабатывают четкую дикцию, работают над выразительностью речи, правильным речевым дыханием. Вместе с музыкальным руководителем подбираем музыкальные произведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев. Делимся своим опытом с коллегами. Провела консультации «Чем хороши театрализованные игры?», «Кукольный театр: кукла в руках взрослого, кукла в руках ребенка».

Автор: Шелкова Марина Борисовна,
воспитатель МДОУ «Тумский детский сад «Огонёк»,
Рязанская область, Клепиковский район, рп Тума, Россия.

Статья размещена в авторской редакции. 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>