Музыкально-коррекционная деятельность для всестороннего развития ребенка с ОВЗ с использованием методики Карла Орфа

Ковырялочка в доу техника носок пяткаЯ работаю музыкальным руководителем в детском саду компенсирующего вида, который посещают дети с разными нарушениями зрения и речи.




Зрительный дефект значительно обедняет способность детей к подражанию, образному взаимодействию, они испытывают моторную неловкость, трудности в общении со взрослыми и сверстниками, нет четких представлений об окружающей жизни. При анализе игровой деятельности, дети не сопровождают игры достаточно эмоциональной окраской.

На детей с нарушением зрения музыка оказывает лечебное, коррекционное и профилактическое воздействие и в связи с этим появилась необходимость использования нетрадиционных эффективных методик.

Изучив методику «элементарного музицирования» Карла Орфа включила ее в музыкально-коррекционную деятельность, которая имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка с ОВЗ.

Элементарное музицирование – это творческая деятельность, в которой неразрывно соединены музыка, речь и движение. При этом важнейшую роль играют музыкальные инструменты, как орудие музыканта. Концепция Карла Орфа называется «Шульверк» (учусь, делая).

Элементарное музицирование – это игровая педагогика: с детьми играют, но они при этом не осознают, что их учат.

Все участники процесса имеют возможность выбирать пару, инструмент. Таким образом, я включаю элементарное музицирование практически во все разделы НОД.  Как только дети входят в музыкальный зал, они уже готовы творить, приветствуя друг друга.

С детьми младшего и среднего возраста включаю «Игру —  приветствие», музыка «Индо эу». Учу навыкам «пружинности», смене частей музыки, умению начинать и заканчивать движение вместе со звучанием музыки по показу взрослого или самостоятельно.

На первую часть музыки дети двигаются по всему залу свободно, а на вторую часть находят себе пару и кружатся, или выполняют пружинку.

Дети самостоятельно показывают «фонарики» друг другу, топотушки, сложив руки полочкой, то есть любые музыкально –  ритмические  движения, соответствующие возрасту.

С детьми старшего возраста – движения усложняются.

Вариант 1: на первую часть музыки можно двигаться, одновременно играя на звучащих жестах: хлопки, шлепки, щелчки и др., а на вторую —  тройные хлопки правой рукой, левой и двумя руками, затем прощаются глядя в глаза друг другу и помахав рукой, идут искать другую пару.

Вариант 2: дети ходят парами, по окончании первой части, останавливаются одна пара напротив другой;

2 часть – хлопки: с партнёром напротив, с партнёром наискосок, со своим партнёром.

Последний становится новым дружком (происходит обмен).

Проходя тему недели «Домашние животные», мы можем поприветствовать друг друга как кошечки, собачки, козлики, поросята. Малыши просто промяукать или прохрюкать, а дети постарше уже придумывают каждый свою песенку щенка или коровы с целью развития звуковысотного слуха и чувства ритма.

В гости к детям приходит медведь (игрушка), мы с ним поздоровались (спели «здравствуй, мишка»), прохлопали свои имена и пошли вперевалку напевая песенку на русскую народную мелодию «Я на горку шла»:

Мишка шёл, шёл, шёл

И машину нашёл.

(Дети «садятся» в машину, «берут руль» в руки и едут друг за другом под песню «Машина» муз. М. Красева, остановились, сигналят — «би –би –би»).

Старшие дети могут двигаться в разных направлениях (ориентировка в пространстве), а сигналы придумывать поочерёдно, каждый по – своему, все дети повторяют. Мишка может найти всё, что угодно:

  • «полочка» – танцуем топотушки, сложив руки полочкой;
  • «фонарики» – танцуем ручками фонарики;
  • «конфетка» – кушаем конфету (развитие мимики),
  • «ковырялочка» – закрепляем танцевальное движение (носок – пятка).

 Затем дети сами придумывают что нашёл Мишка.

Музыкально – ритмические движения:

Используя одно произведение «Семь прыжков» реализую задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.

В младшей группе первая часть — это ходьба по кругу, держась за руки и показ различных частей тела.

Вторая часть —  с каждым проведением ритмического движения добавляется разный по длительности звук. При этом формируется умение начинать и заканчивать движение вместе со звучанием музыки.

Со старшими детьми игра усложняется. На первую часть музыки дети танцуют свободно (как вариант: с атрибутами или со звучащими жестами), а на вторую часть дети замирают в различных позах по типу «морская фигура», но при этом меняют позу на каждый длинный звук. Это могут быть ледяные фигуры, различные звери, облака и т. д.

На этом материале учу детей ориентироваться в пространстве, находить свои оригинальные движения и жесты для выражения игрового образа.

Используя музыку «Стоп энд гоу», где собраны несколько разнохарактерных музыкальных отрывков, разделённых паузами, учу ребят различать контрастные свойства звуков по высоте, длительности, динамике и тембру, получать радостные ощущения от участия в музицировании.

Вариант 1: дети двигаются свободно по всему залу, как им подсказывает музыка.

Ковырялочка в доу техника носок пяткаВариант 2: дети сидят, при этом поочерёдно танцуют различные части тела на каждую смену частей в музыке (руки, плечи, глаза – зрительная гимнастика, губы, пальчики и т. д.), на паузу – остановиться и продолжить с возобновлением музыки.

Вариант 3: дети стоят в тесном кругу друг за другом, в руках у каждого шишки, под музыку шишки танцуют на спине у соседа справа. (массаж).

Вариант 4: дети разбирают разные по звучанию музыкальные инструменты и играют поочерёдно различную по характеру музыку.

 Подвожу детей к пониманию выразительных свойств звука: например: высокие, лёгкие звуки (снежинки, стрекозы и др); низкие, медленные звуки (бегемот, Дед Мороз и др.)

Дети очень любят петь песню «Кошка Мурка». Здесь я учу детей правильному дыханию, петь протяжно, расширяя певческий диапазон, создаю музыкально – игровой образ, отрабатываю вокально – хоровые навыки.

Эту песню можно использовать в таких лексических темах, как «Транспорт», «Зимние забавы», «Одежда», «Театр».

1. Кошка Мурка едет к нам из-за горы – «би –би».

Она может ехать на машине, на санках с горки – глиссандо сверху вниз — «Ух», по выбору детей. Кто – то из детей играет на ксилофоне остенато на развитие метрического чувства.

2. Будет кошка все дорожки подметать — «вжик – вжик», (движение метлой).

3. Будет кошка у бабули крепко спать (имитация сна).

4. Будет красную пижаму надевать

5.  Будет кошечка на сцене выступать.

Текст не высокохудожественный и может меняться в зависимости от поставленных задач:

  • дети сами придумывают текст с помощью педагога;
  • дети подыгрывают на музыкальных инструментах в конце музыкальных фраз

Одна из любимых игр наших детей «Тра-та-та».

Цель: Раскрепощение детей и создание психологически комфортной атмосферы, развитие навыков двигательной импровизации, воображения, фантазии.

Ход игры: Дети поют зачин песни с простейшими движениями: хлопками, шлепками и т. п. Затем двое детей образуют ворота, в которые четверо детей, стоящих друг за другом артистично заходят и замирают в образе какого – либо сказочного героя.

Для первых проведений игры наиболее типичные персонажи – Бабка и Дед. Затем могут появиться кошка, козлик, мышка, робот. Каждый из четырёх детей старается быть не похожим на предшественника и сделать свой образ, с какими – то особенностями. Например, бабка может быть сердитой, хромой, задумчивой и т. д. При повторении игры «ворота» образуют двое последних детей из бывших солистов.

Игра «Концерт».

Ковырялочка в доу техника носок пяткаЦель:

  • Формирование контроля за движениями;
  • Развитие уверенности в себе, сотрудничества в группе.

Одному участнику предлагают быть солистом и встать в центр круга. Остальные берут бубны. Звучит музыка, и все танцуют вокруг солиста, играя на своих инструментах. Все это время солист стоит не двигаясь. Внезапно музыка обрывается, и танцующие замирают, как статуи, держа инструменты на вытянутой руке в любом удобном для них положении. Тогда солист подходит к каждому и играет на всех инструментах по очереди. Либо солистами могут быть два участника одновременно.

Ковырялочка в доу техника носок пяткаДети любят использовать в этой игре маленькие барабаны, они самодельные и оклеены яркой бумагой, что важно для детей с нарушением зрения, а, так же орф-инструменты.

В связи с вышеизложенным методика Карла Орфа помогает мне:

  • создавать образовательную среду, обеспечивающую переживание ребенком чувства удовлетворения, радости, увлеченности;
  • открывать новые знания у детей на основе импровизации, творческого музицирования;
  • приобретать собственный опыт в творческой деятельности.

Автор: Квачева Марина Семеновна, музыкальный руководитель, МКДОУ Детский сад №203 компенсирующего вида «Радужка», г. Новосибирск, Россия.

Статья размещена в авторской редакции

ПЛАН
проведения конкурсов для педагогов
на 2016 год

План конкурсов
для детей на 2016 год

Как разместить статью на сайте
и получить сертификат к аттестации?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *