Планирование работы в изостудии на зимнюю тематику

Нетрадиционные техники рисования в изостудииРисование − самый удобный способ самовыражения ребенка, один из эффективных путей установления гармонии «Я» и «Мира». Безусловно, что в процессе развития творчества, креативности, других важных качеств ребенка задействовано не одно рисование, но в детском рисунке более полно, чаще, чем на других занятиях, можно наблюдать закономерности развития изодеятельности. Уже сам процесс  создания рисунка, дает ребенку возможность видеть мир во всем его разнообразии, идти от мысли к ее воплощению.




Работать над проблемой развития детского творчества средствами рисования подтолкнуло наблюдение за работой детей по изобразительной деятельности в разных возрастных группах. Анализ рисунков дошкольников, выполненных в свободное время или дома, показал бедность детских замыслов, а при попытке их отразить − дети не думали о разнообразии красок и самого сюжета. Однако было отмечено стремление детей точнее передать образ задуманного. Часто этому мешало незнание соответствующих правил изображения предметов, объектов. Это относительно ребят, которым интересно заниматься рисованием. Но в последнее время увеличился процент детей, которые совсем не интересуются этим видом творческой деятельности. Это, считаю, очень тревожные сигналы. Возможно, в этом явлении соответствующую роль играет чрезмерное увлечение компьютером, телевидением, недостаточное внимание этому вопросу со стороны взрослых. Принимая во внимание всё вышесказанное, была создана план-программа  студийной работы «Шаг к гармонии».

В изостудии занимаются дети 4 — 6-ти лет в Перспективный план на год в изостудииподгруппах из 6 -10 человек, два раза в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность занятия 20 — 35 минут, но временные рамки жестко не ограничены. Незаконченную работу дети могут  завершить в другое, удобное для них время. Осуществляется дифференцированный подход к выполнению заданий на занятиях, который проявляется в различном содержании и уровне сложности заданий для каждого ребенка.

Ребенок должен радоваться самому процессу рисования и быть уверенным, что у него все получится хорошо, его труд похвалят, ведь он так этого хочет и желает достичь определенного результата. Стимулируя развитие творческих способностей детей, ориентируюсь на высказывание Н.В. Гавриш о том, что «почти невозможно провести четкую границу между окончанием процесса обучения и началом самого творческого процесса». Главное − вызвать у детей эмоциональную заинтересованность, сформировать мотив деятельности, что обеспечит принятие ребенком решения изобразить тот или иной предмет. Научить детей овладевать обобщенными средствами создания изображения, которые позволяют воплощать любые задуманные предметы, явления. Чтобы воспроизвести увиденное, представленное, дети должны усвоить соответствующую систему знаний, умений, навыков, овладение которыми обеспечит с одной стороны успешное осуществление самой деятельности, с другой − всестороннее развитие самого ребенка.

Из нетрадиционных техник рисования популярна среди детей так называемая кляксография, монотипия, гратаж, акватипия, пальцем по влажной бумаге (тогда получают цвета спокойные, «нежные»). Интересно рисование разноцветными мелками на влажной бумаге, тампонами, штампами, ладошками, кулачками, губами, нитками, зубной щеткой, скомканной бумагой, поролоном…, всем тем, чем можно оставить след. Будущие художники в своих фантазиях используют не только краски, но и соль, различные крупы, макаронные изделия, пластилин, пастель, восковые мелками, гелиевые ручки, тушь, клей… Очень понравилась детям техника рисования пластилином.

Занятия в студии проводятся так, чтобы для детей это была своеобразная встреча со сказкой, чудом. В работе используем музыкальные и поэтические образы, наблюдая, как растет художественно-творческая активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Учим детей смотреть на мир и видеть его, слушать и слышать его, любоваться им, подводим к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы.

Цель программы: развитие творческих способностей дошкольников.

Задачи программы:

  • активизировать познавательный интерес к миру (видеть и находить в обычном необычное, удивительное);
  • воспитывать культуру чувств, развивать эстетическую восприимчивость как базовое  личностное  качество, раскрывать человеческое понятие красоты;
  • развивать художественные способности детей (использовать линию, цвет, композицию, ритм, перспективу как основные средства выразительности при создании образа, передаче своего отношения к нему);
  • стимулировать развитие экспериментально-поисковой деятельности при выборе материала и способа изображения образа;
  • предлагать техники изображения, позволяющие ребенку интегрировать различные виды изобразительной деятельности;
  • поддерживать индивидуальный стиль гармонизации пространства вокруг себя и себя в нем;
  • предоставлять свободу в отображении (доступными для ребенка художественными средствами) своего видения мира;
  • получать удовольствие от результата и главное — от процесса творческой деятельности;
  • учить быть не только потребителем, но и творцом культуры;
  • формировать коммуникативные навыки.

 Задачи цикла занятий «Зимнее кружево» и ориентировочное календарное планирование изобразительной деятельности

Задачи:

  • научить изображать человека в разной одежде, передавать несложные движения;
  • дать понятие о контрасте, колорите, научить различать теплые и холодные тона;
  • сформировать умение передавать в рисунке настроение (веселое, грустное) и выражение лица (испуганное, удивленное);
  • научить использовать различные композиционные средства выразительности: размещать содержательный центр в центре рисунка, использовать контраст изображения по сравнению с другими предметами (цвет, размер, форма, свет), передавать впечатление движения: ритмическим изображением объектов рисунка, асимметричным, диагональным построением рисунка, в многоплановых рисунках выделять передний, задний и средний планы;
  • научить использовать наборы карандашей для получения различного по интенсивности цвета и штрихи разного характера.

1. Зимняя ночь.

2. По стихотворению  В. Фетисова «Синий вечер». (Гуашь синяя, белая).

3. Опахало для Деда Мороза. (Кусочки свечи, восковые карандаши, акварель).

4. Подарки Деду Морозу. («Соленый батик». Пуантилизм).

5. Альбом архитекторских  проектов для хрустального дворца Деда Мороза.

(Цветные карандаши, фломастеры или восковые карандаши с акварелью, гуашь, иллюстрации, открытки с изображением старинных замков).

6. Какого цвета снег и небо зимой? (Гуашь).

7. Снежная шаль Зимы (по мотивам Петриковской росписи).

8. Зима бывает разной. Беседа по картинам. (Рисование манкой).

9. Украинское село зимой. (Перспектива. Гуашь).

10. Жители зимнего леса. (Графика.  Простой карандаш, тушь).

11. Валентинки. (Контраст. Гуашь).

12. Схематическое изображение человека. (Мел, доска, пластиковые тарелки, наполненные тонким слоем манной крупы, острые палочки или использованые стержни из-под шариковых ручек).

13. Космическое путешествие. (Гуашь).

14. Фигуристы и лыжники. (Гуашь).

15. Белая береза ​​под моим окном. («Гратаж» или гелиевые ручки).

16. Мы — волшебники. (Акватипия с использованием мыла).

17. Сказка о городе Снеговиков. Коллективная форма работы. (Заготовка для создания  панорамы: 2 — 3 крупных листа бумаги, наклеенные на картон и скрепленные между собой; открытки с изображением снеговиков, гуашь, акварель, кисти, клеевые кисти, тычки, восковые карандаши).

18. Белая книга Зимы. (Репродукции картин художников, запись произведений композиторов и стихи поэтов по теме; гуашь, акварель, цветные, восковые карандаши, пастель, гелиевые ручки; материал из журнала «Музыкальный руководитель», 2004, № 5, стр.6).

 Опыт работы руководителя изостудии Болотовой Л.П.
ДОУ № 25 «Радость»
г. Доброполье
Донецкая область
Украина.

 

Комментарии

  1. Анастасия Сазонова  говорит:

    Людмила, «пуантилизм» — это рисование точками?

    • Natalia  говорит:

      статья очень вдохновляет :)) Так и хочется взять все перечисленные материалы и уйти с головой на несколько суток в творчество… завидую деткам — такие у них шикарные учителя!

  2. ludmila  говорит:

    Да, пуантилизм — это живопись раздельными чёткими мазками, точками чистого цвета, которые смешиваются в глазах зрителя и составляют более сложные цвета и оттенки. Создатели — художники-импрессионисты. Картины расчитаны на то, чтобы смотреть их с расстояния. Мы выполняем контур рисунка тонкой линией порстого карандаша и заполняем форму точками фломастером. Красками это можно делать с помощью ватных палочек, тычка подходящей формы. Можно пластилиновыми маленькими шариками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *