«Развитие речи ребёнка при ознакомлении с произведениями русского народного творчества». Опыт работы

Комплексу русских народных игр малой повижностиРодное слово – основа всякого  умственного развития и сокровищница  всех знаний.
К.Д. Ушинский

 На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность.

 Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки Национальной  культуры.


 В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

 Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

 По мнению О.С.Ушаковой, воздействие фольклора на умственное и эстетическое развитие ребёнка общеизвестно, велика его роль и в развитие речи детей. Она считает, что речь ребёнка становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребёнка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи, по мнению О.С. Ушаковой, являются произведения устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

 К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

 Над проблемой развития речи детей работали многие педагоги, такие как Ушакова, Сохина, Тихеева. Они считают, что развивающая речь способствует развитию личности ребёнка в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка.

 Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня.

 Если ребенок родился и рос,

 На родной стороне, среди русских берез,

 Слышал русские песни, колядки справлял,

 С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,

 Был воспитан в труде, милосердье, добре,

 В уважении к старшим, родным и Земле,

 Эту заповедь предков в душе сбережет,

 Только радость и счастье с собой принесет.

 Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

 Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

 Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии — детский фольклор. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

 Работать над развитием речи детей в процессе ознакомления детей с устным народным творчеством я начала с сентября 2007 года с момента образования группы. Группа была сформирована из детей, которые не посещали детский сад, а так же из детей переведённых из других групп.

 С целью обогащения речи детей наметила следующие задачи:

 1. Разучивание с детьми потешек, чистоговорок, скороговорок, с целью приобщения к устному народному творчеству.

 2. Использовать беседы после прочтения сказок, загадывание загадок, обыгрывание потешек, драматизация сказок, обыгрывание игровых ситуаций.

 Свою работу я начала с изменения структуры занятия, т.к. старая перестала устраивать меня и детей. Стала искать новые решения этой проблемы, при этом опираясь на современные педагогические принципы, во многом отличающиеся от традиционной программы.

 Формы и методы проведения занятий самые разнообразные. Главное условие успешности в выборе формы занятия – четкое осознание его развивающей цели, готовность к сотрудничеству с ребёнком совместном решении задач. Я в той или иной форме задаю проблемную ситуацию, вместе с детьми открывая способ её разрешения. Поощряю детей поиску, не оставляю ни одно высказывание без внимания. Чтобы найти выход из проблемной ситуации ребёнку нужно преобразить свой прошлый опыт, найти новые пути его использования или «открыть» для себя новый способ. Важно, чтобы ребёнок ощутил удовольствие и радость от общения со мной, а также от того, что решил новую для себя задачу, нашёл выход из той или иной ситуации путём практических проб.

 Варианты построения занятий — самые разнообразные. Большинство занятий проходят в достаточно свободной форме. Можно расположиться на ковре, что способствует созданию спокойной домашней атмосферы, передвигаться по комнате в ходе игр – драматизаций, в участие в подвижных играх. Расположение детей в течение одного занятия меняется несколько раз. Такая организация занятий даёт простор для выдумок и творчества детей, позволяет им быть свободными и утверждаться в своих силах. Всё это требует от меня не только владеть знаниями, но и уметь импровизировать, вызывать в себе и детях состояние творческого поиска и вдохновения, реагировать на непредвиденные ситуации.

 Для того, чтобы надолго удержать интерес ребёнка, его внимание, использую интегрированные занятия. Здесь знакомство с устным народным творчеством, слушание народной музыки, просмотр произведений искусств, рисование или лепка. Занимаюсь с детьми индивидуально или подгруппами.

 Знания, умения и навыки рассматриваю не как самоцель, а как средство полноценного развития личности. Стремлению узнать новое способствует дифференцированный подход к каждому моему занятию, разнообразие используемых мною нетрадиционных методов.

 Знакомство с народным творчеством начиналось для малышей с потешек, колыбельных песенок. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Пока дети рассматривали игрушку, я рассказывала о персонаже потешки, её особенностях, объясняла значения новых слов в потешке.

 Во время умывания, причёсывания детей знакомила с такими потешками, как « Водичка, водичка», «Расти коса до пояса».

 Дети взрослели, и я стала подбирать потешки с более сложным содержанием. Перед ними я ставила задачу не только запомнить потешку, но и эмоционально обыграть её. Дети учились двигаться и говорить как лисичка, заяц, медведь в зависимости от того, о ком идёт речь.

 Были разучены и обыграны такие потешки, как « Кисонька – мурысенька», «Я по лесу по зелёному бреду», «Ваня, Ванечка, куда ходил», «Ножки, ножки где вы были», «Зайчишка – трусишка», «Уж ты зимушка – зима», «Тили – бом». С целью обогащения знаний детей о художественных произведениях детям были прочитаны следующие произведения, русские народные сказки: « Колобок», « Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой», «Лиса, заяц и петух», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Пых», «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По щучьему веленью», «Бычок — чёрный бочок, белое копытце».

 После прочтения художественных произведений дети узнавали, что в сказках побеждает всегда добро зло, узнавали, что нехорошо быть жадным, злым, нужно заботиться о ближних, высмеивались неряхи, воспитывались такие качества как аккуратность, трудолюбие, прилежание.

 Художественная литература формирует чувство языка, художественный вкус, умение слышать выразительность речевой интонации.

 На каждом занятии предлагаю детям дикционные упражнения, пословицы, поговорки, чистоговорки на гласные и согласные звуки, скороговорки, что обогащает речь детей народными поэтическими оборотами («зимушка-зима», «рассыплюся яблонькой», « Ванечка- дружок» и др.), расширяет словарный запас («коромысел, сенички, припевки» и другое). Ведь слово «язык» в Древней Руси означает «народ».

 Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.

 А.П. Усова, О. Ушакова поддерживают эту же точку зрения и считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи (Н.С. Карпинская, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко).

 Затем проводились игры – драматизации отдельных эпизодов из сказки, если сказка объёмная или целой сказки.

 Одним из важнейших и ведущих методов считаю – игровой метод. Ведь игра соответствует природе ребёнка: играя, ребёнок познаёт новые образы, приобретает умения и навыки, развивает фантазию. Ещё В. Сухомлинский говорил: что «Духовная жизнь ребёнка полноценная лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок».

Произведения народного творчества В своей работе использую следующие игры:

 - игры, возникающие по инициативе ребёнка (самодеятельные игры);

 - игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

 - игры, идущие от исторически сложившихся традиций – народные игры, которые возникают по инициативе взрослого, так и детей (более старшего возраста).

 Игра несёт в себе различную функциональную нагрузку:

 - познавательную;

 - физического развития личности;

 - импровизационно-творческую;

 - организационно-деятельную.

 Особое внимание уделяю процессу игрового перевоплощения: внутреннему, внешнему (жесты, мимика, поза) и речевому (темп, интонационная выразительность, сила голоса).

 Сравнивая уровень развития детей, я заметила, что, играя, они быстрее развиваются умственно, физически. Игра укрепляет мышечный аппарат, развивает пластику, моторику, чувство ритма, музыкальные способности, приобщает ребёнка к миру театра. Так же игра помогает создать атмосферу эмоционального тепла, снять закомплексованность детей, способствует максимальной реализации возможностей каждого ребёнка и насыщению его жизни познавательными событиями. Ребёнок не боится сделать ошибку, высказать свои соображения, проявляет инициативу и самостоятельность.

 Специальный подбор народных игр, содержащих элементы, атрибуты народного творчества повышает интерес к народному фольклору и национальным традициям, способствует установлению взаимосвязи между творческим знанием национальной культуры «вживанием» в неё, а также помогает найти правильный подход к каждому ребёнку, обеспечивая радостное «проживание» в детском саду и установить между нами доверительное отношение.

 Благодаря высокой действительности эмоционально — образного начала народных сказок, рассказов и стихов для детей, в процессе приобщения к ним, у ребёнка воспитываются высокие нравственные чувства, формируется переживание, уверенность в победе доброго начала, что служит ему защитой и направляет развитие по позитивному пути.

 Были обыграны сюжеты из сказок: «Лиса и журавль», «Бычок – чёрный бочок, белое копытце», проведены драматизации по сказкам: «Колобок», «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Кот петух и лиса», «Теремок» и «Лиса и журавль».

 По словам А.П. Усовой «словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности». Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

 Весёлые сценки настольного, кукольного театра, театра Петрушки, первые сказки, не только радуют, забавляют малышей, но и помогают организовывать их поведение, расширяют кругозор, воздействуют на чувства, развивают речь и память, формируют отношения к окружающему миру.

Конспект жихарка

 Постановка сказок-драматизаций с применением приёмов игры-драматизации и игры-беседы – является неисчерпаемым источником развития творческой активности, развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, позволяющих ребёнку психологически сблизиться с героями сказки, пережить их счастье и беду. В работе детского фольклорного театра используются сказки с несложным сюжетом и небольшим объёмом текста, что позволяло детям выбрать роль по душе и предоставляло возможность импровизации на знакомом фольклорном материале. Органично вплетаются в канву сказки и преображают её детские дразнилки (своеобразные юмористические характеристики героев, потешки, заклички, небылицы. Особое место в этих постановках отводится народной музыке – это хороводы и игры с пением, т. к. развитие музыкальных способностей содействует развитию творческой личности.

 Дети любят сочинять сказки или создавать их по «готовой модели», то есть интересный сюжет получает новую интерпретацию. Следует отметить, что, проживая различные ситуации в играх-драматизациях, дети получают возможность переносить качества собственной личности на игровой образ.

 В ходе обыгрывания сюжетов и сказок, драматизаций дети научились передавать характеры и голоса персонажей, их мимику, говорить голосами героев сказки (лиса – хитрым голосом, волк и медведь – грубым), высказывать отношения к героям сказки, передавать их настроение.

 В ходе этих драматизаций развивалась у детей речь, память, творческое воображение.

 Часто я прибегала к такому приёму, как прослушивание сказок в грамзаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки её персонажей помогали детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка.

 С целью развития речи детей я в своей работе использовала чистоговорки, скороговорки. Были проведены дидактические игры: «Угадай, какой звук», «Определи, какой звук в начале, в середине и в конце», «Назови слово с заданным звуком», «Назови слово на определенную тему», «Докончи предложение» и другие. Были разучены чистоговорки и скороговорки со звуками «ч», «ц», «ш», «щ», «з», «с», «ж», а также скороговорки на мягкие звуки «л», «д», «т».

 В ходе таких упражнений совершенствовалась речь детей, дети научились четко выговаривать слова со звуками «ч», «ц», «ш», «щ», «ж», «з», «с», «л», «д», «т», развивался фонематический слух у ребёнка, дети научились подбирать слова с этими звуками.

 Загадки – полезное упражнение для детского ума. Сначала я выставляла игрушку и подбирала к ней загадку. Дети быстро отгадывали загадку, ведь загадываемый предмет был перед глазами. Позже я приносила ту или иную игрушку в группу и спрашивала, какую загадку можно про неё загадать, дети легко справлялись с этой задачей. Иногда я начинала занятие с загадки. В работе с детьми я использовала загадки про явления природы, про живых существ, про предметы домашнего обихода, про животных и растений.

 На прогулке, когда дети наблюдали за птицами, деревьями или сезонными явлениями, я предлагала им соответствующую загадку: «Бел да не сахар, ног нет, а идёт» (снег), «Кричит «крак», всем червякам враг» (ворона), «Стоят в лугах сестрички – жёлтый глазок, белые реснички» (ромашки). Чтобы углубить и уточнить знания детей об окружающем мире проводились игры «Кто и что это», «Я загадаю, а ты угадай».

Презентация на тему произведения народного творчества

 Много радости доставляли детям загадки «Подскажи словечко». «Летом в болоте вы её найдёте, зелёная квакушка. Кто это? (ЛЯГУШКА)

 На занятиях познавательного цикла, через устное народное творчество, ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту и лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Дети получают богатый познавательный опыт о традициях и культуре русского народа, а каждодневное звучание пословиц, поговорок, загадок, сказок и т. д. даёт толчок в развитии их речевого творчества.

 В качестве дидактического материала я использую на занятии произведения народного декоративно-прикладного искусства, что оказывает большую помощь при обучении их декоративному рисованию. Дети более красочно, ярко подбирают цвета для своих узоров, используя элементы народных росписей. Рассматривание народных игрушек, сувениров (хохлома, городец, жостово) облегчает детям овладение формой в лепке, изобразительной деятельности. В детских рисунках проявляется художественный вкус и остроумная догадка, умелое подражание, а подчас и прямая находка форм, комбинаций материала, яркий колорит, сочетание красок. Искусство народных мастеров помогает раскрыть мир прекрасного, развить у детей художественный вкус, интерес к предметам быта, народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

 С большим успехом у нас проходят народные праздники, календарные и обрядовые. Детям нравится приходить в празднично оформленный зал, воссоздающий обстановку избы. Печь – барыня, самовар – дружище, деревянные лавки, самотканые половики, занавески, рушники и народные платки, деревянная расписная посуда мебель создают тепло и уют. Дети и взрослые в национальных костюмах.

 На праздники обязательно приглашаем родителей, которые всегда активно помогают в подготовке праздников: поют, пляшут, играют вместе с ребятами, соревнуются. Дети с интересом встречают любимых сказочных героев: Емелю, царя Гороха и царевну Несмеяну, Черта, озорную Бабу-Ягу и т.д. Здесь я хочу отметить прекрасную работу воспитателей, их любовь к детям, отзывчивость и доброжелательность, их прекрасные артистические способности.

 Здесь удаль, и размах, весёлые подвижные игры, пляски, хороводы и другое. Русский праздник всегда хлебосольный. Детям нравятся вкусные пироги, плюшки, блины, караваи, приготовленные нашими поварами или родителями. Дети усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ, знакомятся с русскими традициями, приобщаются к народной культуре. Дети с удовольствием зазывают Весну, закликают птиц, встречают Масленицу, провожают Зиму, ходить со «звездой» — славить Христа и поздравлять хозяев колядной песней. Такие праздники надолго остаются в памяти детей, потом эти события отражают в своих рисунках, поделках, играх.

 На фольклорных праздниках дети в полной мере раскрывают свои творческие способности, проявляя творческую инициативу и активность, что способствует развитию творческой личности. При подготовке к нему, каждый ребёнок раскрывается по своему, открываются таланты, о наличии которых не подозревают даже сами их носители.

 Проводились вечера – развлечений, где в гости к ребятам приходила бабушка – загадушка, литературные развлечения: «Путешествия по сказкам», «Угадай сказку», досуг по русским народным сказкам, досуг по сказкам К.И.Чуковского.

 Были показаны настольный театр по сказкам: «Волк и семеро козлят», «Кто сказал мяу?», театр на фланелеграфе «Лиса, заяц и петух», «Жихарка», «Кошкин дом», «Лиса и журавль», «Репка», «Теремок», «Дюймовочка», «Три поросёнка».

 В ходе таких показов воспитываются у детей интерес к героям сказок, они учатся сопереживать к героям сказок. Были оформлены театр на фланелеграфе по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Кошкин дом», «Кот, петух и лиса», «Кто сказал мяу?», «Гадкий утёнок» и «Дюймовочка».

 Чтобы заинтересовать детей, вызвать у них положительные эмоции часто использовала стихи русских поэтов.

 Хочется отметить, что и песни и народные игры дети не просто поют, а инсценируют, проживают её, как говорили в старину «играем песню» — малыши поют песню с движениями, соответственно тексту, ритму, а постарше ребята, аккомпанируют себе на шумовых инструментах, обыгрывают текст песни в сценке. Незатейливые музыкальные инструменты в руках малышей становятся волшебными, оживают, обретают свой голос, а также способствуют музыкальному развитию, формируют интерес к народному искусству, развивают чувство темпа, ритма, моторику, пластику, координацию движений.

 Фольклорные номера, сопровождающиеся рифмованной речью, активизируют центр речи, положительно влияя на развитие способности к чтению и письму.

 В течение учебного года в группе организовывались выставки рисунков, аппликаций, фигурок из пластилина выполненных по мотивам произведений устного народного творчества.

 Работа по данной системе помогает достижению следующих результатов:

  •  Расширение представлений об окружающем мире.
  • Повышение словарного запаса, выразительности речи.
  • Обогащение словарного запаса народными поэтическими оборотами.
  • Развитие творческих способностей у детей.
  • Повышение интереса к истории народа, его быту, традициям.

 Анализ собранных материалов даёт возможность получить чёткую картину реального речевого развития детей конкретной группы, и каждого ребёнка в отдельности. Правильно спланировать работу на год, чтобы добиться положительной динамики.

 Было проведено родительское собрание на тему: «Устное народное творчество, как средство развития речи детей», с показом драматизации сказки «Заюшкина избушка».

 Моя работа не была бы столь плодотворной без помощи родителей. С родителями я проводила беседы, консультации на тему: «Устное народное творчество как средство развития речи детей», «Сказки-для ума и души закваски», «Произведения народного творчества», «Драгоценное достояние» (культурное наследие русского народа), «Всех скороговорок не перескороговоришь», «Сказка ложь, да в ней намёк».

 В уголок для родителей помещала статьи: « Что за прелесть эти сказки», « Пословицы и поговорки – жемчужины народного творчества», «Драгоценное достояние» (культурное наследие русского народа), «Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками», «Чем богаты – тем и рады!», «Знакомство с русскими народными играми».

 Вместе с родителями оформили альбомы по устному народному творчеству: «Загадки»,  «Пословицы и поговорки», «Скороговорки».

 Родители оказали большую помощь в оформлении дидактических игр по фольклору, в обновлении и обогащении театральной зоны.

Далее следует несколько авторских разработок и материалов, которыми хотелось бы поделиться с педагогами детских садов и родителями.

 Конспект занятия по ознакомлению с фольклором  детей старшей группы

«В гости к хозяюшке»

 (Воспитатель Пифонина Татьяна Михайловна)

Устное народное творчество потешки скороговорки чистоговоркиПрограммное содержание:

 Образовательные задачи: Развитие диалогической связной речи, умения понимать содержание произведения. Развивать внимание, память, воображение, мышление. Закреплять умение находить предметы из дерева, глины, металла. Продолжать учить отгадывать загадки, опираясь на характерные признаки предметов. Продолжать учить детей использовать знакомые пословицы и поговорки на определённую тему и ситуацию.

 Развивающие задачи: Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в коллективе, создание положительного эмоционального настроения, развитие любознательности, совершенствование навыков вежливого обращения детей ко взрослым, навыков драматизации, интонационной выразительности речи. Развивать мелкую мускулатуру рук, продолжать учить детей укреплять своё здоровье с помощью дыхательной гимнастики и точечного массажа. Продолжать развивать двигательную активность с помощью игр, развитие ловкости, быстроты, ориентировки в пространстве, приучать к самостоятельному выполнению правил.

 Воспитательные задачи: Воспитание интереса к быту русского народа, любовь и уважение к русским традициям, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье.

 Оборудование: печка, предметы утвари: ухват, самовар, ковш, горшки, деревянные и глиняные игрушки и др., оборудование для инсценировки сказки,

 Ход занятия

Звучит русская — народная музыка, дети входят в зал. Зал украшен элементами утвари народной избы: печка, горшки, ухват и др. Детей встречает Хозяйка.

 Воспитатель: Утро доброе, Хозяюшка!

 Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь! Я сегодня не одна, у меня уже гости, только вас ждём!

 Воспитатель: Дети, поздоровайтесь с гостями. (Дети здороваются).

 Хозяйка: Дай Бог тому,

 Кто к нашему дому!

 Дорогим гостям,

 Милым детушкам!

 Наделил бы вас Господь

 И житьём, и бытьём,

 И здоровьицем!

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво в избе! Много предметов, сделанных из металла, из дерева, из глины. Они стоят на полках, на полу. Разойдитесь по избе, рассмотрите их. Сейчас мы поиграем в игру «Дотронься до…».

 Илья и Саша найдут и дотронутся до деревянных предметов, Тая и Семён – до глиняных и т. д. (взрослые проводят игру, дают возможность рассмотреть, потрогать предметы. При проверке задания воспитатели и дети используют слова «маленький», «удаленький». Эти слова относят к ребёнку, который быстро и правильно выполнил задание).

 Хозяйка: Ребята, а сейчас попробуйте отгадать, о каком предмете я говорю:

 Мать толста,

 Дочь красна,

 Сын сокол

 Под небеса ушёл.

 (подходит к печи, указывает на неё). Что это? Правильно, это печь. А вы, ребята, какие знаете загадки о предметах, которые находятся в нашей избе? Дети читают загадка.

 У неё в печурочке золотые чурочки! (дрова в печи).

 Четыре брата под одной крышей стоят. (стол).

 Чёрный конь скачет в огонь. (кочерга).

 Толстый, пузатый стоит и пыхтит. (самовар).

 Рыба в море, хвост на заборе. (ковш).

 Не бык, а бодает

 Не ест, а еду хватает,

 Что схватит – отдаёт,

 Сам в угол идёт! (ухват).

 7. Все голубки вокруг одной прорубки. ( ложки с блюдцем).

 Молодцы, ребятки, много знаете загадок! Вы хоть и маленькие, да удаленькие! Иногда про маленького человечка говорят: «Мал, да удал!» что это значит, как вы думаете?

 Хозяйка: Это означает, что мальчик или девочка хоть и маленькие, но отличаются сообразительностью, смекалкой, смелостью. Ребятки, а помните, мы с вами читали сказку про одного удальца? Его зовут Жихарка, что и означает удалец. И сказка эта называется «Жихарка».

 А давайте гостям напомним эту сказку. Помните, жили — были Кот, Петух и маленький мальчик Жихарка. А почему Жихарка? Да потому что он был маленький да удаленький.

 (Кот и Жихарка убирают избу) «Каждое утро Кот и Петух на охоту ходили а Жихарка оставался один. (Кот и Петух берут ружья и уходят). Как- то раз прослышала Лиса, что Жихарка в доме один остался. И так захотелось ей Жихаркиного мясца попробовать! (Около избы появляется Лиса, ходит вокруг, принюхивается).

 Лиса: Жихарка, выйди ко мне!

 Жихарка: Да некогда, я обед готовлю! Скоро Кот и Петух придут!

 Лиса: Жихарка, посмотри в окно, там дети идут, песни поют! (Группа детей исполняет потешку «Как на нашем на лугу»).

 Вышел Жихарка на крыльцо, чтоб посмотреть, кто там поёт, а лиса тут как тут! Схватила и утащила его домой.

 Ребята, а вы помните, что было дальше? Да, правильно, вот мы и гостям напомнили, чем дело кончилось.

 Воспитатель: А сейчас я предлагаю всем вам и нашим маленьким артистам отдохнуть! (Физкультурная пауза. Дыхательная гимнастика и точечный массаж).

 Утро.

 Руки подняли и покачали (качаем поднятыми вверх руками)

 Это деревья в лесу (плавно опускаем руки)

 Руки нагнули, кисти встряхнули — (встряхивание кистей рук)

 Ветер сбивает росу (машем руками перед собой)

 В стороны руки, плавно помашем (руки в стороны)

 Это к нам птицы летят. (повороты туловища с раскрытыми руками в стороны).

 Как они сядут, тоже покажем, (приседание)

 Крылья сложили назад. (встали, спрятали руки за спину).

 Точечный массаж и гимнастика.

 1.Соединить ладони и потереть до нагрева одну ладонь о другую поперёк.

 (это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы).

 2. Следка подёргать кончик носа.

 3. Указательными пальцами массировать ноздри.

 4. Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами: «примазывать, чтоб не отклеились».

 5. «Лебединая шея». Легко поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.

 6. Сделать вдох, на выдохе произносим звук м-м-м-м-м-м, постукивая пальцами по крыльям носа.

 7. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем пёрышки с ладони».

 Хозяйка: Вот и отдохнули, а теперь продолжим про сказку говорить. Мы вспомнили как по – доброму закончилась наша сказка, ай да Жихарка, ай да удалец – молодец! Почему такой счастливый конец у сказки? (Дети отвечают). Ребята, а если бы Жихарка не был таким смелым, если бы он испугался, заплакал, что случилось бы? Жихарка смелый, находчивый, одним словом удалец! Он сам избавился от лисы. Но я уверена, что если бы вы были рядом, то обязательно помогли бы ему спастись. Русская пословица гласит: «Помогай другу везде, не оставляй друга в беде!» А какие вы ещё знаете пословицы о дружбе, смелости?

 «Старый друг лучше новых двух!»

 «Человек без друзей, что дерево без корней»

 «Друзья познаются в беде»

 «Один за всех, все за одного!»

 «Нет друга, так ищи, а найдёшь – береги!»

 «Смелому победа идёт навстречу»

 «Смелость города берёт!»

 «Смелый в бою не дрогнет!»

 Воспитатель: Молодцы, ребята, знаете пословицы! Хорошо потрудились, были молодцы. Но – делу время, потехе час! Пора и в интересную игру поиграть! (Проводится русская – народная игра «Жмурки».

 В конце занятия игра малой подвижности «Ручеёк».

 Хозяйка: Устали, набегались? Ну а теперь как положено в русской семье – для гостей и вкусное угощенье готово!

 Хозяйка угощает детей блинами из печи, дети уходят.

  Родительская энциклопедия

 ПОВЕРЬ В СВОЁ ДИТЯ

 Автор книги «Поверь в своё дитя» Сесиль Лупанин считает: дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса, который им могут дать только родители. «Нужно помнить, что дети любят больше всего учиться, даже больше, чем есть конфеты; но учение – это игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребёнок устанет от неё. Главное, чтобы ребёнок был «недокормлен» и встал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы ему постоянно хотелось «ещё». Вот несколько рекомендаций по развитию речи:

Объясняйте ребёнку всё, что он делает, видит и слышит, что происходит или будет происходить непосредственно около него, кто есть кто и т.п.

Рассказывайте короткие истории. Придумайте, например, историю о своей ноге, которая прячется в носке; о своей руке, которая ласкает малыша или убегает от него – в зависимости от его настроения; наконец, о самом ребёнке, который сейчас отправится в страну снов, и т.д.

 Разговаривайте с ребёнком, пользуйтесь и детской речью, и взрослой (точной и чёткой) – по вашему желанию. Детям необходимо оба типа речи.

 В детской речи часто появляются словечки, которые надолго остаются в семейном словаре. Если вы ввели какое-то искажённое детское слово в домашнюю речь, то, употребляя его, надо дать понять, что оно произносится неправильно (можно подмигнуть). И при этом следует спросить ребёнка: «А по-настоящему как нужно сказать?» Ребёнок будет счастлив ответить вам верно. Кроме того, это послужит стимулом для придумывания различных игр со словами, что само по себе является прекрасной тренировкой ума.

 Детей обязательно надо знакомить с устным народным творчеством (песенками, потешками, считалками, скороговорками и т.д.). Это не только вводит их в страну поэзии, но и прекрасно развивает память, речь, расширяют кругозор, формируют отношения к окружающему миру. Песенки, считалки, повторяющиеся куплеты следует напевать малышу с самого рождения: «Котя-котенька, коток», «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» и т.п.

 Для развития речи ребёнка очень важно читать ему вслух, лучше ежедневно. Не читайте монотонно! Объясняйте новые слова. Закончив книжку, перечитайте её ещё раз.

 Педагог и психолог Б. Беттельгейм выдвинул интересную идею о важной роли волшебных сказок. По его мнению, «детям для снятия тоски и страха совершенно необходимы полные драматического эффекта сказки, которые обычно рассказывают бабушки. Детская современная литература, которая стремится вытеснить старые сказки, лишает ребёнка чего-то важного, так как из её подслащенных книг начисто вытравлены понятия о ненависти, ревности, смерти и т. п. Малыш нуждается в трагических переживаниях, а ему подсовывают мелкие чувства».

 Расширение словарного запаса ребёнка должно стать повседневной задачей. Следите за своей речью, избегайте жаргонных, вульгарных слов, выражайте свои мысли чётко и ясно.

 Для расширения словарного запаса можно использовать некоторые упражнения. Например, вы хотите познакомить ребёнка с названием тех звуков, которые издают животные, птицы, насекомые. Некоторые слова ему знакомы по сказкам, потешкам, песенкам, а некоторые встречаются очень редко. Заранее составьте перечень этих слов, разучивайте их с ребёнком и затем используйте их в играх, которые помогут ребёнку запомнить эти слова.

 Десять правил воспитания ребенка

 Эти правила взяты из книги: Кэрпару Эмил, Кэрпару Герта. Мать и дитя.

 Правила были приняты в Международный год ребенка. Они содержат педагогические наставления Песталоцци, Фребеля, Черни, учитывают и современный практический опыт.

  •  Люби своего ребенка!

 То есть радуйся его присутствию, принимай его таким, каков он есть, не оскорбляй его, не унижай его, не подрывай его уверенности в себе, не подвергай его несправедливому наказанию, не отказывай ему в твоем доверии, дай ему повод любить тебя.

  •  Охраняй своего ребенка!

 То есть защищай его от физических и душевных опасностей, даже – если потребуется – жертвуя собственными интересами и рискуя собственной жизнью.

  •  Будь добрым примером для своего ребенка!

 Привей ему уважение к традиционным ценностям, сам живи сообразно с ними, относись к ребенку с чувством ответственности. Ребенку необходим такой домашний очаг, где семья дружна, где уважают и любят стариков, где поддерживаются тесные и искренние связи со всеми родственниками и друзьями. Ребенок должен жить в такой семье, где бытуют честность, скромность, гармония. Нарушение родителями супружеской верности, завистливость, обогащение бесчестными средствами, достижение той или иной выгоды для ребенка с помощью беспринципных связей и т. п. – все это составляет такой «образец», который весьма отрицательно отразиться на моральном облике завтрашнего гражданина страны.

  •  Играй со своим ребенком!

 То есть уделяй своему ребенку необходимое время, разговаривай с ним, играй с ним так, как ему нравится, игры его принимай всерьез, освойся с миром его представлений.

  •  Трудись со своим ребенком!

 Помогай своему ребенку, когда он пытается принять участие в работе (в доме, в саду или огороде). Когда ребенок подрастет, приучай его участвовать во всех работах по хозяйству и для хозяйства. В часы досуга и во время каникул он должен принимать участие в организованных школой видах деятельности.

  •  Позволь ребенку приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно!

 Ребенок признает только такой опыт, который он пережил самолично. Твоя собственная опытность нередко оказывается лишенной ценности для твоего ребенка. Дай ему возможность накопить собственный опыт, даже если это связано с известным риском. Чрезмерно оберегаемый ребенок, «застрахованный» от любой опасности, нередко становится социальным инвалидом.

  •  Покажи ребенку возможности и пределы человеческой свободы!

 Родители должны раскрыть перед ребенком замечательные возможности развития и утверждения человеческой личности, соответственно дарованиям и особенностям каждого. Вместе с тем ему нужно показать, что любой человек должен признавать и соблюдать известные пределы в своих поступках в семье, в коллективе… и вообще в обществе (придерживаться закона и соблюдать правила общежития).

  •  Приучай ребенка быть послушным!

 Родители обязаны следить за поведением ребенка и направлять его таким образом, чтобы его поступки не причиняли ущерба ни ему самому, ни другим. Ребенка следует вознаграждать за соблюдение установленных правил!

  •  Жди от ребенка только таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии со ступенью созревания и собственным опытом!

 Ребенку требуется длительное время, пока он научится ориентироваться в этом столь сложном мире. Помогай ему, сколько сможешь, и требуй от него собственного мнения или самостоятельного вывода только в том случае, когда он способен на это в соответствии с накопленным опытом и ступенью своего созревания.

  •  Предоставляй ребенку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний!

 Ребенок «питается», так же как и взрослый, переживаниями, которые дают ему возможность ознакомиться с жизнью других людей и с окружающим миром.

Автор: Пифонина Татьяна Михайловна,
воспитатель, МДОУ  «Тумский детский сад «Огонёк»,
Клепиковского района, Рязанской области, РФ.

Статья размещена в авторской редакции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>