Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности дошкольников

В дошкольной педагогике и психологии вопросам развития детского творчества в разных видах художественной деятельности уделялось пристальное внимание в работах таких авторов, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.В.Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А.Ветлугина.




 Следует отметить, что проблеме театрализованной деятельности как формы словесного творчества дошкольников в современной педагогической и методической литературе уделяется недостаточное внимание. Развитие художественного, так и словесного творчества в системе эстетического воспитания подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов.

 В концепции дошкольного воспитания фундаментальным приоритетом педагогической работы с детьми дошкольного возраста определяется формирование их творческих способностей в художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, танцевальной, театральной деятельности.

 Необходимость формирования творчески одаренной и всесторонне развитой личности ребенка с неизбежностью затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей к активности творческого характера.

 По словам М.А. Васильевой, словесное творчество как наиболее сложный вид деятельности детей, с одной стороны, является важным условием, а с другой — эффективным средством развития креативной личности.

 Это продуктивная деятельность по переводу наглядно-образных представлений, которые возникают под влиянием произведений искусства и впечатлений об окружающем, на язык словесных знаков, и развивающаяся в процессе сотрудничества взрослого и ребенка.

 В этой связи огромные возможности лежат в плане использования театрализованной деятельности, которая неоценима в развитии творческих способностей дошкольника, т.к. с ее помощью ребенок осознанно воспринимает окружающий его мир и формируется как творчески мыслящая личность.

 Театр — один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т.д.

 В основе развития словесного творчества детей лежит опыт восприятия содержания и художественной формы театрализованной деятельности.

 Ознакомление с разными жанрами театрализованной деятельности, их специфическими особенностями вводит ребенка в мир художественных образов, понимание которых углубляется в изобразительной и театральной деятельности.

 Являясь одной из самых актуальных, проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста привлекает внимание ученых разных областей, поскольку связана с вопросами проектирования гибких моделей образовательного и творческого пространства, разработки вариативных форм и методов обучения и воспитания, отвечающих образовательным потребностям и возрастным возможностям личности.

 В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний, но и воспитывать самостоятельную, творчески развитую личность.

 Тематике развития словесного творчества, а также различных видов художественной деятельности детей посвящено немало работ отечественных специалистов.

 Лингводидактика — общая теория обучения языку.

 Лингводидактика исследует общие закономерности обучения языкам, специфику содержания, методов и средств обучения определённому языку в зависимости от дидактических целей, задач и характера изучаемого материала, условий монолингвизма (одноязычия) или билингвизма (двуязычия), этапа обучения и интеллектуально-речевого развития учащихся.

 Принципы лингводидактики активно используются при построении методик развития родного языка в словесном творчестве дошкольников.

 Дошкольная лингводидактика представляет собой серьезную область научного знания.

 И эти знания в большой мере основываются на идеях К.И. Чуковского о творческой природе языка и речи, о больших потенциальных возможностях детей, их обостренном внимании к смыслу и звучанию слова, к грамматической форме.

 Основываясь на идеях К.И. Чуковского, педагоги-исследователи, методисты, воспитатели разработали замечательные игры по ознакомлению детей со звучащим словом, воспитывающие у них особое, лингвистическое отношение к языку и речи, языковое чутье.

 Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической (О.С.Ушакова).

 Словесное творчество определяется как художественная деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства, а также впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений.

 Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально восприимчивый период развития

 Речь ребенка обогащается быстрее и его психика развивается разностороннее, если воспитатели ставят его в такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно.

 Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи, построенных на принципах лингводидактики.

 Методом обучения называют действия обучающего и обучаемого, выполняемые с целью передачи знаний от одного к другому.

 Для дошкольного периода развития речи характерны практические методы: метод имитации, метод разговора (беседы), метод пересказа, метод рассказывания (сочинения)

 Рассмотрим кратко сущность лингводидактических методов в обучении дошкольников.

 ● Метод имитации

 Метод имитации заключается в том, что и обучающий и обучаемый — оба говорят одно и то же, но говорят по-разному: обучающий несколько энергичнее, чем в разговоре со взрослыми, артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует речь, а обучаемый слушает и повторяет, имитирует его речь, старается усвоить речедвижения (артикуляции и модуляции голоса) и понять смысл (соотнести данные комплексы звуков с обозначаемыми предметами, действиями и т. д.).

 Для воспитателя при этом важно удержаться на уровне орфоэпической нормы и самому не имитировать произношение ребенка (не «сюсюкать», не «лялякать»).

 Этот метод начинают применять на самой ранней возрастной ступени и продолжают на всех последующих (не только в детском саду, в школе, но и в зрелом возрасте).

 ● Метод разговора (беседы)

 Более сложный по выполнению для ребенка метод обучения его речи — это метод разговора, его еще называют методом вопросов и ответов, методом беседы.

 Метод разговора состоит в том, что обучающий спрашивает, а обучаемый отвечает. Следовательно, оба они говорят, но говорят не одно и то же (как при методе имитации), а разное: своим вопросом обучающий побуждает ребенка вспомнить уже известные ему слова, звуки, грамматические формы или связный текст и употребить их к месту.

 ● Метод пересказа

 Дошкольников пятого — седьмого годов жизни обучают речи, кроме описанных методов, методом пересказа, обогащающего их речь всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями), тренирующего их связную речь.

 Метод пересказа состоит в том, что воспитатель читает (рассказывает) детям художественное произведение или напоминает им о том, что они вместе видели на прогулке, на экскурсии, или рассказывает «случай из своей жизни» (повествование), или дает словесное описание какого-либо предмета, животного, которого дети не видели, и поощряет их к тому, чтобы они захотели:

 1) задать вопросы по ходу рассказа воспитателя;

 2) повторить его рассказ (для кого-то из своих товарищей или дома для взрослых).

 Метод пересказа подобен методу имитации.

 Различие между этими методами состоит в том, что ребенок имитирует (повторяет) части текста, которые только что произнес воспитатель; пересказывает же ребенок по возможности законченный текст, который он слышал накануне; между восприятием текста ребенком и его пересказом должно пройти некоторое время.

 В методике разработаны многие приемы пересказа, связанные с ознакомлением детей с художественной литературой, например: игры в любимых героев, инсценировки сказок, рассказов и др.

 ● Метод сочинения (рассказывания)

 Наибольшую самостоятельность в речи предоставляет детям-дошкольникам метод сочинения (рассказывания), который состоит в том, что воспитатель поощряет самостоятельное «сочинение» детьми сказок, рассказывание ими реальных случаев из их жизни, контаминации (смешения) на темы из прочитанной художественной литературы, описания ими картинок, реальных объектов — вещей, животных, растений.

 Все описанные выше лингводидактические методы обучения детей родной речи предполагают усвоение речи в естественном живом общении, когда ребенок даже не замечает, что его специально учат, и усваивает речь интуитивно.

 Все знают, что рождение языка в человеке – природный процесс. Он не связан со знанием или незнанием основ грамматики того или иного языка.

 Ребёнок, начинающий говорить, никогда не задумывается над формами предложения. Если бы рождение языка шло сначала через изучение отдельных слов, затем через изучение отдельных грамматических форм, это был бы сложный путь.

 Язык рождается только в общении.

 Языковое образование в комплексе со специально языковыми и речевыми компонентами имеет личностную ориентацию на воспитание ребёнка как гражданина своего отечества, на развитие его творческих и познавательных способностей, гуманного отношения к окружающим и требовательности к самому себе.

 В дошкольной лингводидактике языковое образование дошкольника и его речевое развитие всё более основательно и обоснованно сливаются в единый процесс.

 Одним из аспектов указанной взаимосвязи является внимательное отношение в обучении к функциям (роли) языка как средства общения, познания окружающего мира, а также саморазвития личности со своими интересами, потребностями и способностями их осуществить.

 Педагогические наблюдения и анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что дети трех-четырех лет без труда запоминают новые слова, включаемые в знакомые коммуникативные речевые единицы, если предъявление новых слов сопровождается предметной деятельностью или наглядным образом в виде реального предмета, игрушки или предметной картинки.

 Дети этого возраста без труда воспроизводят и имитируют незнакомые коммуникативные единицы объемом от одного до трех слов.

 В коммуникативном взаимодействии их ответы, как правило, состоят из одного-трех слов.

 Обращает на себя экономичность и точность ответов детей: вопрос педагога может состоять из пяти слов, а ответ ребенка – из одного слова, которое точно отражает характер всего вопроса.

 Следует ещё раз напомнить – не надо требовать от ребёнка так называемого «полного ответа», если коммуникативная ситуация этого не предполагает.

 В младшем дошкольном возрасте также обращает на себя внимание контрастность в речевом развитии детей на родном языке.

 Это обусловлено качественными характеристиками социальной среды развития каждого ребёнка и имеющимся у него коммуникативным опытом.

 Если ребёнок один в семье, то нередко коммуникативный опыт и его качественные характеристики весьма ограничены.

 Это в полной мере относится и к уровню развития речи. Разницу в коммуникативном и речевом развитии обнаруживают дети из полных и неполных семей: дети из неполных семей отличаются отставанием в коммуникативном и речевом развитии.

 И совсем иную картину можно наблюдать у детей, имеющих старших братьев или сестер, – их коммуникативный и речевой опыт опережает возрастное развитие.

 Немаловажную роль для речевого и коммуникативного развития в этом возрасте играет общение ребенка в семье с бабушкой или дедушкой, а также наличие в доме домашних животных, особенно собак, с которыми ребенок в большей степени проявляет и реализует свою коммуникативную и речевую инициативу.

 В возрасте трех-четырех лет характерным для речевого развития детей является также то, что в речи одних детей могут доминировать существительные и их качественные характеристики, а в речи других детей могут доминировать глаголы.

 Это объясняется в большей степени особенностями речевого взаимодействия матери с ребенком.

 Весьма важным является и то, что в условиях организованного обучения разница в усвоении нового языкового материала между мальчиками и девочками минимальна. Однако мальчики при этом нуждаются в большей эмоциональной поддержке со стороны взрослого, чем девочки.

 Воспитание звуковой культуры речи должно осуществляться на отдельных специально организованных занятиях, особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте, когда идёт становление фонетической культуры родного языка.

 Необходимо выделить четыре приоритетных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов, которые между собой взаимосвязаны:

 — структурное (формирование разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического);

 — когнитивное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи)

 — функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения)

 — рефлексивное (формирование оценочно-контрольной деятельности).

 Развитие речи и речевого общения рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, грамматическими, лексическими), но и в контексте развития общения детей друг с другом и со взрослыми (как становление коммуникативных способностей).

 Поэтому существенной задачей речевого воспитания является не только формирование культуры речи, но и культуры общения.

 Развитие речи на специальных занятиях является главной, центральной задачей, которая традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

 Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка.

 При стихийном языковом и речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное обучение языку, речи и речевому общению.

 Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции.

 Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

 Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

 Концепция художественного образования в РФ нацелена на обеспечение реализации нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности; использование возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей; выявление художественно одаренных детей и обеспечение соответствующих условий для их образования и творчества.

 Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

 Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

 Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.

 Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

 Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы;

 Она создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциалов.

 Введите в мир театра малыша,

 Узнает он, как сказка хороша,

 Проникнется теплом и добротой,

 И сказку унесет с собой.

 Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.

 Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность.

 Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

 — художественным образованием и воспитанием детей;

 — формированием эстетического вкуса;

 — нравственным воспитанием;

 — развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

 — воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

 — созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру. Особая роль театрализованных игр отводится в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному.

 Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

 1) снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов;

 2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

 3) развитие реальных мотивов:

 а) игра и обучение не должны быть из-под палки;

 б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

 в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

 Анализ детского творчества в трудах Н.А. Ветлугиной, Л.А. Пеньевской, А.Е. Шибицкой, Л.С. Фурминой, О.С. Ушаковой, а также высказывания известных представителей театрального искусства убедительно доказывают необходимость специального обучения театральной деятельности.

 К решению этой проблемы может быть два подхода: один из них предполагает репродуктивный (воспроизводящий) тип обучения, другой основывается на организации условий для творческой переработки материала, создания новых художественных образов.

 По мнению авторов, детское творчество в театрально-игровой деятельности включает собственные сочинения детей, исполнение своего или авторского замысла, художественное и музыкальное оформление спектакля.

 Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности.

 Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

 Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость.

 У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь.

 Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

 Все это может дать театрализованная деятельность.

 Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

 Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

 Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.

 Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

 Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

 Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно.

 Проблема развития художественного творчества в системе эстетического воспитания подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов.

 Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

 Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику).

 Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей.

 Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра.

 Оба вида игры развиваются параллельно, но сюжетно-ролевая игра достигает своего пика у детей 5-6 лет, а театрализованная — у детей 6-7 лет.

 Обеим играм сопутствует режиссерская игра, которая отличается своим индивидуальным характером.

 Индивидуальная режиссерская игра находит свое отражение и в сюжетно-ролевой игре с ее героико-бытовыми сюжетами, и в театрализованной игре.

 Исследователи отмечают близость сюжетно-ролевой и театрализованной игр на основе общности их структурных компонентов (наличие воображаемой ситуации, воображаемого действия, сюжета, роли, содержания и др.).

 В сюжетно-ролевой игре, как и в театрализованной, прослеживаются элементы драматизации.

 Эти игры могут существовать как самостоятельная деятельность детей и относятся к разряду творческих игр.

 В сюжетно-ролевой игре дети отражают впечатления, полученные из жизни, а в театрализованной — полученные из готового источника (литературно-художественного).

 В сюжетно-ролевой игре инициатива детей направлена на создание сюжета, а в театрализованной игре — на выразительность разыгрываемых ролей.

 Деятельность детей в сюжетно-ролевой игре является ориентировочной, не имеет своего продукта в полном смысле этого слова и не может быть представлена для показа зрителю, а в театрализованной игре действие может быть показано зрителям: детям, родителям.

 В старшей группе театрализованная деятельность начинает интенсивно развиваться.

 Именно в возрасте 5-7 лет, считают исследователи, у детей появляется способность показать образ в развитии, передать различные состояния персонажа и его поведение в требуемых игрой обстоятельствах.

 Это не означает, что нужно приобщать к театрализованной игре лишь старших дошкольников.

 Дети младших групп также с интересом относятся к играм, так или иначе связанным с воплощением в роли (показ взрослыми или старшими детьми спектаклей кукольного и драматического театров, вовлечение в игры-забавы с игрушками-персонажами, обыгрывание простейших сюжетов самими детьми и др.).

 В настоящее время в науке не существует единого взгляда на сущность понятий «театрализованная игра» и «игра-драматизация».

 Одни ученые полностью отождествляют театрализованную игру и игру-драматизацию, другие считают, что игра-драматизация является разновидностью театрализованных игр.

 По мнению Л. С. Выготского, всякая драма связана с игрой, следовательно, во всякой игре существует возможность драматизации.

 В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого.

 В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности.

 При соответствующем оформлении игра-драматизация может стать спектаклем как для самого ребенка, так и для зрителей, тогда ее мотив сдвигается с самого процесса игры на результат, и она становится театрализованным действом.

 Л.С. Фурмина считает, что «театрализованные игры — это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы».

 По мнению исследователя, в дошкольном учреждении театрально-игровая деятельность детей принимает две формы: когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы) и когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль.

 Предметные игры составляют первый тип театрализованных игр, к которым относятся игры с куклами в различных видах кукольного театра (настольный, на ширме), а непредметные — второй тип игр, к которым относятся драматизации.

 Исследователи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. А. Ветлугина, Д. В. Менджерицкая, Л. С Фурмина и др.) считают театрализованную игру (игру-драматизацию) предэстетической деятельностью, усматривая в ней источник художественного творчества, а возраст 5-7 лет — наиболее благоприятным (сензитивиым) для детского творчества.

 Д. В. Менджерицкая, в частности, видит переход игры-драматизации к искусству в том, что у детей 6-7 лет она часто становится спектаклем.

 Л. С. Фурмина считает, что творчество детей в театрализованной игре проявляется в трех аспектах: в создании драматургического материала, в исполнении своего или авторского замысла, в оформлении спектакля.

 Таким образом, в театрализованной игре (в разыгрывании сюжета с куклой и в игре-драматизации) деятельность детей предстает как творческая художественно-эстетическая деятельность (то есть деятельность в области искусства, живущая по законам красоты), носящая игровой (импровизационный) характер.

 Важным моментом, определяющим творческое художественно-эстетическое развитие детей, является личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

 Это означает, что педагог и ребенок являются партнерами в условиях их сотрудничества.

 Таким образом, можно выявить следующие этапы формирования творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности:

 — накопление художественно-образных впечатлений через восприятие театрального искусства;

— активное включение в художественно-игровую деятельность;

 — поиск-интерпретация поведения в роли;

 — создание и оценка детьми продуктов совместного и индивидуального творчества.

 Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности.

 Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребенку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей.

 В дальнейшем чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяет дошкольникам постепенно осваивать законы жанра.

 Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения.

 Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре.

 В процессе совместных обсуждений дети оценивают возможности друг друга; это помогает им осознать свои силы в художественном творчестве.

 Дети подмечают удачные находки в искусстве перевоплощения, в разработке совместного проекта (оформительского, постановочного и др.).

 Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий.

 ● Следует осуществлять дополнительную подготовку воспитателей средствами театральной педагогики для того, чтобы они могли являться образцом творческого поведения для своих подопечных.

 Этого можно достичь созданием в дошкольном учреждении педагогического театра — коллектива единомышленников, объединенных общим желанием приобщать детей к театральному искусству, воспитывать азы театральной культуры.

 Дополнительная подготовка педагогов с использованием методов театральной педагогики должна проходить непосредственно в стенах детского сада.

 В результате такой подготовки, осуществляемой музыкальным руководителем, который является своеобразным координатором всей музыкально-педагогической работы в детском саду, раскрываются творческие возможности воспитателя, и дети, подражая ему, учатся творческому поведению.

 Чаще всего в дошкольных учреждениях мы встречаемся с неорганизованной театрализованной деятельностью взрослых: им приходится ставить детские спектакли, не владея в полной мере искусством театра.

 Одиночные, стихийные представления кукольного театра, редкие выступления воспитателя в роли персонажа или ведущего на празднике не способствуют развитию театрализованной деятельности детей в силу отсутствия систематического восприятия полноценного сценического искусства.

 Таким образом, налицо неподготовленность большинства педагогов к руководству творческой театрализованной деятельностью детей.

 Кроме того, сегодня оказываются почти невозможными организованные поездки детей в театр.

 Педагогический театр взрослых должен взять на себя приобщение детей к театральному искусству и воспитание у них творческих качеств под воздействием обаяния творчески активной, артистичной личности воспитателя, владеющего искусством перевоплощения.

 ● Для успешного овладения способами творческих действий в театрализованной игре необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих и авторских сюжетов).

 ● Учиться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому важным моментом является систематическая работа с родителями.

 Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе но приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада (проведению досугов, тематических вечеров и бесед, консультаций).

 ● Педагог должен сознательно выбирать художественные произведения для работы.

 Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно-творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных).

 В руководстве формированием творческой деятельности детей в театрализованной игре воспитатель должен опираться на принципы:

 — гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми);

 — интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности);

 — творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).

 Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:

 ● метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);

 ● метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);

 ● метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

 Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

 Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях.

 Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т.д.).

 Для оформления детских спектаклей следует организовать специальную работу, в результате которой дети объединяются в творческие группы («костюмеров», «режиссеров», «художников» и др.).

 Родителей нужно вовлекать в такие виды деятельности, которые недоступны детям (техническое устройство сцены, изготовление костюмов).

 Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей.

 Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

 Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

 Это объясняется двумя основными моментами: во — первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

 Театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

 В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную.

 Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.

 Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой.

 Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.

 В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества.

 Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

 Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей.

 Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла.

 И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение

 Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний физического совершенства.

 Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развитие творческих способностей.

 А умело поставленные вопросы при подготовке к театрализованной деятельности побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения.

 Это способствует совершенствованию умственной речи.

 В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, «совершенствуется звуковая сторона речи».

 Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

 У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

 Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

 Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

 Это способствует развитие творческих способностей проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.

 В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.

 Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших.

 Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке.

 Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности как развитие детского творчества.

 Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам.

 А одобрение взрослым достойных поступков создаёт уних удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

 Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

 В становлении творческой личности большое значение имеет словесное творчество, так как язык — это база любого вида творчества (О.С. Ушакова).

 В современном обществе основной задачей становится формирова­ние культурной личности.

 Основа воспитания и обучения в дошкольном детстве — овладение речью. Освоение родного языка, умелое использование его выразительных средств наиболее интенсивно протекает в дошкольные го­ды, когда у ребенка необыкновенно вы­сока чувствительность к языковой ин­формации.

 Как отмечено в «Концепции дошколь­ного воспитания», главным орудием обще­ния и обобщения опыта деятельности яв­ляется речь, она пронизывает всю жизнь ребенка.

 В общении со взрослым малень­кий человек учится ее воспринимать и по­нимать, овладевает активной речью.

 Словесное творчество — наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе.

 Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).

 В основе детского словесного творчества, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы.

 Словесное творчество рассматривается как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов.

 Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха.

 Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе.

 Н. А. Ветлугина отмечала правомерность распространения понятия «творчество» на деятельность ребенка, отграничивая его словом «детское».

 В формировании детского художественного творчества она выделяла три этапа:

 На первом этапе происходит накопление опыта.

 Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство.

 Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

 Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств.

 Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ).

 Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.

 Большое значение здесь имеют творческие задания.

 На третьем этапе появляется новая продукция.

 Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.

 Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.

 Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.

 В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии.

 Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.

 Термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами.

 Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ.

 Поэтому одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

 Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы.

 Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

 Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования.

 Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел.

 Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству.

 От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

 Достижения ребенка к концу дошколь­ного возраста в области речевого разви­тия настолько значительны, что можно говорить не только об овладении им фо­нетикой, лексикой и грамматикой, но и о развитии таких коммуникативных качеств речи, как содержательность, точность, выразительность, действенность и других,

 Действенность речевых высказыва­ний обеспечивает эффективность комму­никации, способствует донесению ин­формации до слушателя.

 Дошкольник, владея действенной речью, чувствует се­бя более раскованно и уверенно в любой обстановке, благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою индивидуальность.

 Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества.

 Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу.

 Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое

 В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность в художественно-речевой деятельности.

 Это выражается при пересказах ими текстов доступных художественных произведений, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных сочинениях — рассказах, сказках.

 В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребенком образов искусства.

 Многие исследователи утверждают, что основной целью дошкольного учреждения и школы является воспитание у детей самостоятельности и творческой инициативы. Учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на развитие творческих способностей детей.

 Необходимо воспитать у дошкольника интерес и любовь к художественному слову, к произведениям детской литературы и народного творчества: сказкам, рассказам, стихам; вызвать желание сочинить самому, рассказать другим детям свою сказку.

 Если это удается ребенку, он испытывает радость.

 Большая роль в развитии словесного творчества детей отводится целенаправленному педагогическому воздействию взрослого, его воспитывающему руководству, организующему творческий процесс ребенка.

 Руководство выражается в создании условий для формирования словесного творчества, в определении ведущих, наиболее эффективных методов, в нахождении различных педагогических приемов и в рациональном сочетании их с применяемым методом.

 Условиями для успешного формирования словесного творчества являются:

 — проведение правильной систематической работы по развитию речи детей и обучению их родному языку:

 — расширению словарного запаса, овладению грамматическими нормами и совершенствованию звуковой культуры речи (звукопроизношения и общих речевых навыков), развитию связной речи — диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);

 — своевременное развитие активного восприятия художественного слова;

 — воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения.

 Задачу развития детского словесного творчества можно решить, лишь опираясь на основные положения проблемы взаимосвязи творчества и обучения детей в детском саду.

 В педагогических исследованиях подчеркивается самоценность и значимость дошкольного и младшего школьного возраста для развития творческих способностей.

 Для развития творчества необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта.

 Исследования показывают, что существуют широкие и малоиспользуемые возможности различных видов деятельности дошкольников и младших школьников в формировании их творческих способностей.

 В дошкольном возрасте дети проявляют творческую изобретательность в играх, в разнообразной художественной деятельности.

 В отношении речевого творчества уровень его развития предполагает свободное владение родным языком, умение оперировать представлениями, комбинировать их, создавая новые образы, выражать своё отношение.

 Исследования показали, что в дошкольном детстве ребенок способен не только воспринимать художественные произведения, выражать свое отношение к персонажам, но и осмысливать их поведение, обобщать, анализировать, экспериментировать и на этой основе создавать новое для себя и сверстников.

 Объектом изучения становятся слова, фразы с национально неповторимой семантикой: пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы, крылатые слова и изречения. Изучая восприятие литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста, психологи рассматривали его как единый целостный процесс, основанный на связи познавательных и эмоциональных моментов, в ходе которого у ребенка постепенно развивается активное вхождение в мир воображаемых обстоятельств: он начинает различать художественный образ и действительность.

 Существуют приемы, которые педагог использует на протяжении всего процесса развития творчества, на всех его этапах.

 Это пересказ русских народных сказок.

 Сказка — произведение, созданное для рассказывания, она обладает специфическими признаками устной речи.

 И передавая ее, ребенок овладевает опытом поэтической и одновременно разговорной речи. Часто рассказывая хорошо знакомые сказки, он значительно обогащает свои навыки и умения в рассказывании, что является необходимым условием для сочинения собственных сказок.

 Имеется известная условность в определении границ этапов формирования творчества. Так, обогащение запаса известных детям сказок, расширение этого запаса продолжается и в последующие периоды, когда дети переходят к самостоятельному сочинению.

 Усваивая содержание и знакомясь с образами русской народной сказки, дети усваивают и художественные средства их раскрытия — композицию, выразительные средства языка.

 Естественно, что необходимые для формирования словесного творчества условия — широкая работа по развитию речи в делом и совершенствование речи в ее эстетической функции — не только предшествуют этапам формирования, а должны осуществляться на протяжении всего периода руководства творчеством.

 Жанр сказки занимает особое место среди литературных произведений.

 Многие исследователи, изучающие происхождение, структуру и жанровые особенности сказки, подчеркивали, что она отражает конкретные формы бытия, отталкивается от действительности, включает множество чудесных линий развития сюжета, а затем возвращается к действительности, причудливо переплетая события и развивая воображение.

 Как показали исследования, к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие художественного образа литературных произведений.

 При этом очень важную роль играет правильное донесение до ребенка содержания произведения, средств художественной выразительности, обращение к эмоциональной жизни ребенка, систематическое общение с произведениями искусства в комплексе.

 В настоящее время существуют различные программы воспитания и обучения в детском саду, где рассматриваются направления в развитии творческих способностей детей. Более интересными по нашему мнению, является программа «Развитие» и программа «Исток».

 Рассмотрим эти программы с точки зрения подходов к художественно-эстетическому развитию дошкольников.

 В основу программы «Развитие» заложены два теоретических положения.

 Первое – это теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию.

 Технология программы «Развитие» требует установления новых взаимоотношений взрослых с детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагает использование новых форм и методов.

 Развивающее обучение характеризуется самостоятельным поиском ребенка в решении различных проблем, осмысленным усвоением знаний, формированием активности, самостоятельности.

 Второе – это концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов

 Основе программы «Развитие» — личностно-ориентированная модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

 Большое внимание в программе уделено развитию собственно познавательной деятельности ребенка и его творческих способностей.

 В программе есть дополнительные (режиссерская игра, художественное конструирование, выразительное движение). Занятия по этим разделам могут проводиться в зависимости от желания детей и воспитателя.

 Занятия по развитию речи и ознакомлению с детской художественной литературой проходят два раза в неделю.

 На этих занятиях воспитатель читает детям стихи, сказки и рассказы, а ребята внимательно слушают, рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы по содержанию прочитанного.

 Если в сказке или стихотворении встречается незнакомое слово, педагог объясняет его значение. Особое внимание уделяется также знакомству с эпитетами, сравнениями, метафорами и другими средствами художественной выразительности.

 Отвечая на вопросы взрослого, описывая картинки или игрушки, участвуя в разыгрывании сказок, ребенок использует те средства, с которыми его познакомил взрослый.

 Занятия по художественной литературе начинаются уже в младшей группе и продолжаются в средней, старшей и подготовительной. Взрослея, малыши учатся не только разучивать стихотворения и отгадывать загадки, но и пересказывать сказки.

 Маленькому ребенку очень трудно выделить в сказке самое главное (персонажей и их действия), поэтому педагоги помогают детям, используя особые средства — кружки и квадраты разных цветов и размеров, которые выступают заместителями реальных персонажей.

 К концу занятий в подготовительной группе ребята уже могут рассказать сказку и без опоры на наглядные средства.

 Особым направлением работы является развитие творческих способностей детей. Даже 3 — 4-летние малыши пытаются фантазировать, сочиняя необычные продолжения известных сказок.

 В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) ребята могут придумать свою, оригинальную сказку или историю на заданную тему.

 Игра — основа психического развития и творчества дошкольников.

 Каждый из существующих видов игр — сюжетно-ролевая, дидактическая, игра с правилами, режиссерская и т.д. — имеет свою, специфическую роль в развитии детей.

 Программа по развитию режиссерской игры и игры по сюжетам сказок направлена на максимальное использование ее развивающей функции.

 Специфика режиссерской игры состоит в том, что ребенок одновременно делает как бы двойную работу.

 Он последовательно исполняет роль каждого персонажа сказки и одновременно с этим находится над всеми ролями, осуществляя еще и другую работу: он, как режиссер, управляет движением сюжета, развертывает сказочное событие.

 Разыгрывая сказки, дети примеривают к себе важное личностное качество — инициативность. Они учатся отличать мир представлений, воображения и фантазии от окружающей реальности.

 В режиссерских играх развиваются общие способы познавательной действительности: дети учатся смотреть на окружающий мир не только со своей, но и с другой точки зрения (разыгрываемого персонажа).

 Одновременно с этим они способны занимать позицию над различными точками зрения, видеть всю ситуацию целиком. На шестом и седьмом году жизни режиссерская игра переходит в театрализованную деятельность, показ кукольных спектаклей.

 Также используется программа «Истоки».

 Творческие способности ребенка проявляются и развиваются в самостоятельном опробовании нового материала, в совместном со взрослым и другими детьми освоении новых способов действия, но самое главное – в формировании и реализации художественных творческих замыслов

 Программа строится в соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

 Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра).

 В разделе «Речь и речевое развитие» в качестве основного средства развития общения рассматривается диалог, подчеркивается особая роль словотворчества и игр ребенка со звуками и рифмами.

 На музыкальных занятиях происходит активное и заинтересованное приобщение детей к миру музыкального искусства, дети знакомятся с основами музыкальной культуры во всем её жанровым многообразии: от классических шедевров до популярных песенок.

 В процессе театрально-сценической деятельности раскрывается артистический и актёрский потенциал каждого ребенка, а на детских спектаклях родители с восторгом открывают для себя разнообразие ролевых амплуа своих детей и их естественной непринужденностью в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми

 Содержание раздела «Эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования у ребенка эстетического отношения к миру и его художественного развития средствами народного, классического и современного искусства.

 В основе этого развития лежит формирование художественных способностей через детское творчество, интеграцию различных видов детской художественной деятельности.

 В разделе «Речь и речевое развитие» в качестве основного средства развития общения рассматривается диалог, подчеркивается особая роль словотворчества и игр ребенка со звуками и рифмами.

 Таким образом, по нашему мнению, более эффективный подход в развитие художественно-эстетических способностей заложен в программе «Развитие», т.к. программа уделяет большое место игре, которая так важна для полноценной жизни дошкольника «здесь и теперь» и для его будущего, поскольку она вносит немалый вклад в его умственное и социальное развитие.

 Таким образом, в театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка.

 Воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.

 Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.

 При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.

 Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.

 Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива.

 Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.

 Можно сказать, что комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей.

Список литературы

 1. Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. — М.: Просвещение, 1980.

 2. Городилова В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. Изд. 4-е. — М.: Учпедгиз, 1961

 3. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. — М.: Педагогика, 2002.

 4. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Избранные психол. труды: В 2т. – М., 1986. – Т.1.

 5. Казакова Т.Г. Развитие творчества у дошкольников. — М.: Просвещение, 1985.

 6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2008.

 7. Колунова Л.А. Сказки старших дошкольников // Детское творчество. — Ростов-на-Дону, 1972.

 8. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.

 9. Ушакова О. С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: Автореферат докт. дисс. – М., 1996

 Автор: Жигалева Анастасия Николаевна

 воспитатель,  МБДОУ «детский сад комбинированного вида № 25»
Россия, Нижегородская область, г.Заволжье.

Статья размещена в авторской редакции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *