Развития речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора

Развитие речи детей через устный фольклор Теоретическое обоснование опыта

 В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. В некоторых детских садах обучение сводится к подготовке к школе, к усвоению грамоты, кое-где уже обучают чтению. Занятия по развитию речи отводятся на второй план. Педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, посредством различных форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.


 Возникает противоречие между потенциальными возможностями форм фольклора в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами различных форм фольклора.

 Выделенное противоречие указывает на проблему развития речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора.

 Поэтому возникла потребность в развитии речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора.

 Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний). Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

 Решение данной проблемы составляет цель исследования: выявить оптимальные условия развития речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора.

 

Для себя я выявила основные актуальные задачи:

 

  • определить основные методы, формы использования различных форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения;
  •  проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы;
  • показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; сформировать у детей интерес к детскому фольклору, обогатить словарный запас детей.

 Несомненно, эту работу необходимо осуществлять на всех возрастных этапах при условии чёткой, грамотной организации педагогического процесса и комплексного подхода, который предполагает взаимосвязь традиционных и нетрадиционных способов действий, путем их последовательного, поэтапного их проведения.

 

На первом этапе, прежде всего, для себя я выяснила, какую цель необходимо поставить перед собой, проанализировать сложившуюся проблему (противоречие) и поставить задачи для ее разрешения, определить насколько целесообразно использование различных форм фольклора и методов для развития речи детей и, прежде всего, каковы же особенности понимания форм фольклора младшими и старшими дошкольниками, с какими трудностями я могу столкнуться.

 

На втором этапе была проанализирована реальная материальная база в группе, ее развитие, был накоплен для дальнейшей деятельности необходимый материал, спланирована методика комплексного применения различных средств разрешения исследуемой проблемы на практике, раскрыта сущность ее реализации, определены объект, предмет, методологическая основа. При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики речевого развития, эксперимент, наблюдения, анкеты для родителей, количественный и качественный анализ полученных данных.

 

На третьем этапе рассмотрены исследуемые проблемы на практике и раскрыта сущность их реализации, разработаны тематические планы.

 Известно, что ребёнок младшего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребёнок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные — успокаивают, весёлые радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.

 Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку.

 Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

 Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

 Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».

 

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи.

 

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

 Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы рече- двигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

 Систематическая работа по развитию у детей навыков речи немыслима без использования на практике загадок. Доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

 

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

 Необходимо иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи шло успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов брались литературные произведения, иллюстрации, картины.

 Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

 

Установлено, что дошкольникам значительно труднее отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Некоторые дети не понимают образного строя языка загадок и не адекватно интерпретируют метафоры. Интересно, что в рассказе, дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Это объясняется это тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка – иносказание. Таким образом, усвоение образного строя языка, осознания переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном уровне развития абстрактного и образного мышления.

 Что касается других форм фольклора, некоторые дети знают и с удовольствием повторяют потешки, прибаутки, песенки, байки. Но большинство детей не владеют навыками речевой деятельности. Узнавая потешку, сказку, они только называют ее персонажей. Причина — в несистематической работе педагогов по использованию форм фольклора в речевом развитии детей.

 Итак, если различные формы фольклора отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование различных форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

 

 Практическая работа по повышению уровня речевого развития дошкольников

Для выполнения поставленных задач я подобрала серию потешек, пестушек, попевок, прибауток, колыбельных песен, дидактических игр. При подборе обращала внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмических движениях. Большое внимание уделяю подбору иллюстративного материала. Предпочтение отдаю таким художникам, как Васнецов, Елисеев, Игнатьев, Скотина и др.

 Известно, что словарный запас детей этого возраста ещё невелик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки были подобраны соответственно уровню развития детей. Разумеется, тексты я заучиваю наизусть и, конечно, ищу соответствующие интонации: колыбельную произношу нараспев, ласково, негромко, весёлую потешку — задорно, с юмором, с улыбкой.

 Ребята реагируют на потешки неодинаково. Так, если одних успокаивают потешки с перебиранием пальчиков, то другие на эту потешку почти не реагируют. Я пробовала привлекать их к играм в сопровождении потешек. Сажаю ребенка на лошадку и приговариваю:

 Еду, еду к бабе, к деду

 На лошадке в красной шапке.

 Неоспоримую помощь в изучении фольклора оказывали игрушки. Та же всем известная потешка «Ладушки» звучит свежо, когда ее приговаривают от имени куклы, имеющей двигать руками. А сколько веселья вызывал у детей зайка, скачущий по комнате под слова народной потешки:

 Скачет зайка маленький

 Около завалинки.

 Быстро скачет зайка –

 Ты его поймай-ка.

 Для выявления знаний, полученных при изучении фольклора, младшими дошкольниками в начале и конце года была проведена диагностика.

 В работе со старшими дошкольниками мне помогли более сложные формы народного словесного творчества. Так, более старших детей я знакомила со считалками, пословицами, поговорками, загадками, небылицами, в которых кроется богатство словесного ритмического творчества и всяких выдумок. Популярны также песни-дразнилки, песни-насмешки — особый, очень забавный и интересный вид детского творчества. Знакомила я детей с русскими традициями, обрядами, народными праздниками. В подготовительной группе знакомила с былинами. Для этой работы у меня был собран богатейший материал.

 Прежде чем приступить к определению основных методов и форм их использования в развитии речевых умений у дошкольников, я проанализировала ситуацию в группе. Меня интересовало какой уровень развития речевых умений у детей и насколько они владеют различными формами фольклора. Для этой цели я выбрала методику (семантический метод) О.С. Ушаковой и Е. Струниной.

 Они считают важнейшим условием развития речевой структуры детей дошкольного возраста работу над словом, которую рассматривают во взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.

 Практика речевого общения сталкивает детей с различными по значению словами: с антонимами, синонимами. У детей дошкольного возраста ориентировка на смысловое содержание очень развита: «Слово для ребенка выступает, прежде всего, как носитель смысла, значения».

 Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слова О. Ушакова и Е. Струнина предлагают разные задания, на основе которых я составила свою диагностику (Приложение 1).

 Были продиагностированы следующие речевые умения:

  •  точно употреблять слова в различных грамматических формах и значениях;
  • понимать разные значения многозначного слова; самостоятельно подбирать синонимы и антонимы;
  • уровень осознания смысловых отношений между словами;
  • гладкость и плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, запинок, пауз в связной речи;
  • умение вычленять звуки в словах;
  • уровень развития навыка речи – доказательства;
  • уровень ориентировки на смысловую сторону слова и выражения.

 Кроме того, диагностика показала насколько дети разобрались в жанрах форм фольклора и овладели ими.

 

Уровень речевых умений с использованием малых форм фольклора оценивался по следующим критериям:

 Высокий уровень. Ребенок составляет предложение из трех (или более) слов. Правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации (потешка – задание 8) подбирает по два – три слова разных частей речи (прилагательных и глаголов). Ребенок замечает неточности в небылице («Так не говорят», «Неправильно»). Правильно определяет значение слова по функции предмета («Лес – туда ходят за грибами, ягодами») или по родовому понятию («Лес – это место, где растет много деревьев, грибов, ягод, где много животных, птиц»). Правильно поясняет значение пословицы и может придумать рассказ. Умеет доказать отгадку. Кроме того, много знает пословиц, поговорок, считалок и т.д.

 

Средний уровень. Ребенок составляет предложение или словосочетание из двух слов. Правильно подбирает синонимы и антонимы по смыслу, но не в требуемой грамматической форме. В речевой ситуации называет по одному слову. Дает свои варианты, исправляя неточности в небылице. Вместо определения значения слова дает описание предмета, рассказывает о чем-то конкретном («Я был в лесу», «А я знаю где лес есть»). Может дать объяснение значению пословицы, но не совсем точно. Составляет рассказ, используя отдельные слова из пословицы. Отгадывает правильно загадку, но в доказательстве использует не все признаки. Называет по одному – два примера на каждый предложенный жанр.

 

Низкий уровень. Ребенок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово. Не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы, использует частицу «не» («Человек от лени болеет, а от труда не болеет»). В речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу «не». Не замечает неточность в небылице. Ребенок не может определить значение слова и пословицы. Загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку. Составляет рассказ без учета задания. Практически не знает пословиц, загадок, считалок и т.д.

 

Дети знают очень много считалок, предлагают свои варианты, но с другими жанрами мало знакомы. Спрашивают: «А что такое пословицы?» Путают между собой: «Пословиц я не знаю, а поговорки знаю». Очень мало детей, которые могут объяснить значение пословиц, доказать отгадку. Дети практически не знают колыбельных песен. На вопрос, «какие колыбельные песни ты знаешь», поют любые песни, называя их «ласковыми», либо «Спят усталые игрушки…». Все это говорит о недостаточно организованной работе с малыми формами фольклора.

 Дети допускали ошибки в образовании разных грамматических форм («бежу» к маме), у них вызывало затруднение правильное построение предложений, так как в этом возрасте данные умения начинают формироваться. Некоторые дети употребляют слова и выражения, неточно понимая их смысл. Это говорит о том, что у них сравнительно небольшой активный словарь при наличии значительного пассивного словаря. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой. Это связано и с возрастными индивидуальными особенностями и недостаточной работой педагога по развитию у детей звуковой культуры речи.

 Кроме того, я составила анкеты для родителей. Меня интересовало, используются ли различные формы фольклора в работе с детьми дома, с какой целью и какие. Было опрошено двадцать родителей. В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми старшего дошкольного возраста малые формы фольклора, практически не знают ни одной колыбельной песни («Раньше пели, а сейчас мы уже большие»), кроме «Баю – баюшки-баю, не ложися на краю…» и то не до конца.

 В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока – белобока…».

 Таким образом, я выяснила, что работа по использованию малых форм фольклора со старшими дошкольниками организована недостаточно. Родители не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи.

 Итак, я еще раз убедилась в том, что использование различных форм фольклора для детей дошкольного возраста просто необходимо.

 

Анализируя методические аспекты развития речи средствами форм фольклора, я условно выделила два этапа работы:

 

1​ Подготовительный этап.

 

2​ Основной этап (непосредственно обучение):

 

  • на занятиях;
  •  в повседневной жизни.

 На первом этапе я завела альбом и записала туда уже известные детям выражения народной мудрости. Затем сделала альбом – передвижку, в который записывала только новые пословицы и поговорки. Дети узнавали их от родителей, из книг. В результате почти каждый ребенок получал право взять альбом – передвижку домой, с помощью родителей записывал новую пословицу, рисовал к ней картинку. В своей работе, следуя этой системе, в первый альбом я записала не только пословицы и поговорки, но и все малые формы фольклора, которые дети знали.

 

Альбом – передвижку сделала по пословицам и поговоркам. Дети с удовольствием рисовали рисунки к этим формам фольклора и поясняли, что они означают и в каких случаях их употребляют. Родители тоже заинтересовались данным вопросом, и сами, если узнавали какие-то новые пословицы и поговорки, просили альбом домой и вместе со своими детьми записывали их.

 

На втором этапе организовала работу на занятиях, используя пословицы и поговорки на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, используя такие методы и приемы как:

  •  разбор пословицы или поговорки предваряет чтение художественных произведений, подводя детей к осознанию его идеи;
  •  правильное понимание идеи произведения, значения пословицы дети могут проявить при обсуждении его названия;
  • когда у дошкольников уже накопится некоторый запас пословиц и поговорок, им можно предложить подобрать соответствующую содержанию и идее определенной сказки.

 

В своей работе я следовала этим методам и приемам.

 

Также на занятиях я предлагала детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове. Рассказы детей по пословице в этом случае были более выразительными и разнообразными.

 

Кроме того, проводилась еще и работа по обогащению речи детей фразеологизмами, где в качестве средств выступали пословицы и поговорки. Детям трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих («на седьмом небе» и т.п.). Поэтому я включала в свою речь выражения, смысл которых был бы ясен детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении, например: «вот тебе и раз», «капля в море», «мастер на все руки», «водой не разольешь», «держать себя в руках» и т.п.

 

В своей работе я учила детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребенка (простые и доступные), используя наглядность прямого и переносного значения фразеологического оборота, художественную литературу, выход в практическую деятельность (обыгрывание пословиц). Объясняла детям, что в нашем языке есть много слов, которыми обозначают предметы (стол, нос), совершаемые действия (клади, руби, заруби). Но, если объединить такие слова в одном выражении («Заруби на носу»), то они будут иметь совсем другой смысл. «Зарубить на носу» – значит запомнить. Или такое выражение – «Повесить голову». Как вы его понимаете? Как можно сказать по-другому?

 

Анализировала с детьми несколько выражений типа «Водить за нос», «Дать волю рукам», «Нос повесить». После делала обобщение: чтобы верно понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чем здесь идет речь. Есть такая пословица «Сказать – узлом завязать». Объясняла детям ее смысл: раз пообещал, то нужно выполнить, крепко держать свое слово. А говорят так с тех давних пор, когда многие люди писать и читать не умели, и чтоб не забыть о чем-то, узелок на память на платочке завязывали (демонстрируя платок с узелком). Теперь так уже не делают, а пословица осталась.

 Таким образом, у детей формировались лексические умения. Они учились понимать этимологию слов, выражений, подбирать пословицы и поговорки близкие и противоположные по смыслу. Главное, чтобы дети поняли, что фразеологические обороты (пословицы и поговорки) – это неделимая единица, которая дает определенный смысл. Если что-то убрать или поменять местами, то он теряется и получается совсем другое словосочетание.

 Один раз в неделю во второй части занятия по родному языку я планировала работу с пословицами, причем формы и методы работы были самыми различными. Например, игры – соревнования по рядам: кто больше скажет пословиц. Дидактическая игра «Продолжи пословицу»: я говорила начало, а дети продолжали; затем начало пословицы произносил один ребенок, а другой ее заканчивал.

 Постепенно задания усложнялись. Детям раздавались картинки и они называли подходящую пословицу. Затем детям предлагалось подбирать пословицы по смыслу: о честности, храбрости, матери и т.д. Используя в своей работе данные методы и приемы, я заметила, что постепенно дети сами начали употреблять выражения народной мудрости в нужной ситуации.

 Для совершенствования дикции на занятиях по развитию речи А.С. Бухвостова, А.М. Бородич и другие методисты рекомендуют использовать специфичное упражнение – заучивание скороговорок. Дидактическая задача при использовании скороговорок ненавязчива и увлекательна.

 В своей работе я придерживалась методики А.М. Бородич. Прежде всего подобрала нужное количество скороговорок на длительный срок (приложение 7), распределив их по трудности. Автор рекомендует заучивать одну – две скороговорки в месяц – это восемь – пятнадцать на учебный год.

 Новую скороговорку произносили наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читали ее несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривали ее (если текст очень легкий, этот момент опускался).

 

Для повторения скороговорки сначала вызывала детей с хорошей памятью и дикцией. Перед их ответом повторяла указание: говорить медленно, четко. Затем скороговорка произносилась хором, всеми, а также по рядам или небольшими группами, вновь отдельными детьми, мной. На повторных занятиях со скороговорками, если текст легкий и дети сразу им овладевали, я разнообразила задания: произносили заученную скороговорку громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми меняли и темп.

 

Общая длительность таких упражнений – три – десять минут. Постепенно эти занятия разнообразились следующими приемами. Повторяли скороговорки «по заявкам» детей, роль ведущего поручалась разным детям. Повторяли скороговорку частями по рядам: первый ряд: «Из-за леса, из-за гор…»; второй ряд: «Едет дедушка Егор!». Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям – группами. Первая группа: «Расскажите про покупки». Вторая группа: «Про какие про покупки?». Все вместе: «Про покупки, про покупки, про покупочки мои!» Все эти приемы активизировали детей, развивалит их произвольное внимание.

 

При повторении скороговорки детей периодически вызывала к столу, чтобы остальные видели их артикуляцию, мимику. Оценивала ответы, указывала на степень отчетливости произношения, иногда обращала внимание на качество движений губ ребенка, чтобы еще раз привлечь к этому внимание детей.

 

Все перечисленные выше упражнения имеют своей основной и первоначальной целью обеспечить развитие четкой дикции ребенка. Это упражнения по технике речи. Но по мере того как дети усваивали содержание самих текстов, овладевали умением произносить их четко, с изменением темпа и силы голоса, я предлагала им задание все более и более творческого характера. Передать, например, свое отношение к содержанию воспроизводимого текста, выразить настроение, свои желания или намерения. Например, перед ребенком ставила задачу выразить огорчение («Проворонила ворона вороненка»), удивление («На горе Арарат растет крупный виноград»), просьбу, нежность или ласку («Наша Маша маленька, на ней шубка аленька»).

 

В своей работе с этой целью использовала не только скороговорки, но и пословицы, потешки. Например, содержание такого текста, как

 

«Дон – дон – дон – дон,

 Загорелся кошкин дом» –

 обязывает передать тревогу, волнение по случаю происшедшего события.

 Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения я использовала упражнения на звукоподражание, читала текст, дети включались и произносили отдельные звуки, слова или звукосочетания. Учитывая содержание текста, ритмические или выразительные его особенности, как и в работе со скороговорками, детям предлагались различные варианты заданий: изменить силу голоса, темп речи, более ярко выразить вопросительную или восклицательную интонацию, передать какое-либо намерение. Например,

 »Наши уточки с утра:

 Кря – кря – кря!…»

 При воспроизведении данного текста моя задача была – привлечь ребенка к звукоподражанию, имитировать голоса птиц. Я обращала внимание детей на различную силу звучания их голосов: петушок поет громко, громче всех, гуси тоже гогочут громко, утки крякают отрывисто, как и гуси, но не столь громко и т.д.

 Таким образом, я в своей работе старалась использовать все возможности произведений устного народного творчества для развития звуковой культуры речи ребенка.

 Параллельно мной была организована работа по развитию у детей навыков речи – доказательства и речи – описания посредством загадки. Приемами построения речи – доказательства, специфической лексикой, свойственной ей, дети овладевали постепенно.

 Мною выявлены некоторые причины ошибок при отгадывании загадок детьми, хотя старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями:

  •  невнимательно слушают текст загадки;
  •  не запоминают полностью содержание загадки;
  •  полностью или частично не понимают текст загадки;
  •  при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
  • не имеют достаточных знаний о загаданном;
  • не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

 

Даже если дан правильный ответ, следует различать случайное или целенаправленное отгадывание. Существуют следующие признаки целенаправленного отгадывания:

  •  дошкольника интересует не только результат, но и сам процесс решения логической задачи отгадки;
  •  в поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются все признаки предметов и явлений, указанных в загадке;
  • ребенок сам охотно проверяет правильность возможных отгадок, сравнивает их признаки и связи с указанными в загадке;
  • дошкольник стремится объяснить свой ответ, аргументировано доказать его правильность;
  • в случае ошибки ребенок продолжает поиск верного ответа;
  • дошкольник не испытывает трудностей при сравнении загадок.

Таким образом, при целенаправленной работе с детьми старшие дошкольники способны отгадывать загадки как с точно названными признаками, так и с зашифрованными.

 

Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, при отгадывании загадок я ставила перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Вызывала у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Для этого я рекомендовала организовать соревнование: «Кто правильнее докажет?», «Кто полнее и точнее докажет?», «Кто интереснее докажет?» Учила детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений, заранее знакомила с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

 

Следуя данной системе, загадывая детям загадки, я повторяла их по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделяли признаки. Предлагала ребятам план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соответствии со структурой загадки. Например: «У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?»

 Если ребенок пропускал в своем доказательстве какой-либо признак или связь, задавала вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки. Например, отгадывая загадку: «Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая», ребенок доказывает, опираясь на один признак: «Это морковь, потому что растет в земле на грядке». Я показывала несостоятельность доказательства: «Разве на грядке растет только морковь? Ведь в земле растет и лук, и свекла, и редис». Тогда ребенок обращал внимание и на другие признаки (красная, длинная, сладкая), что делало ответ более доказательным.

 Для отгадывания загадок с отрицательными сравнениями я учила дошкольников применять прием перегруппировки признаков, чтобы ребенок умел выделять группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления. Так, загадка «Жидко, а не вода, бело, а не снег» (молоко) после перегруппировки признаков будет иметь следующий вид: жидко, бело; не вода, не снег.

 Таким образом, используя вышеперечисленные методы и приемы, я убедилась, что остроумная и занимательная форма загадки позволяет обучать рассуждению и доказательству легко и непринужденно. У детей появлялся живой интерес, они смогли самостоятельно анализировать текст загадки, что говорит об умении искать и находить пути решения задачи.

 Для полного использования развивающего потенциала различных форм фольклора я применяла их в режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды, так как это одно из условий речевого развития детей. В первую очередь, отобрав доступные детям по содержанию и языку, для этой цели я использовала пословицы и поговорки.

 Из множества русских пословиц и поговорок я выбрала те, которые могут сопровождать трудовую деятельность детей и, конечно же, обогащать их речь. В контексте трудовой деятельности при соответствующих условиях дети учились понимать значение пословиц, ясно формулировать свои мысли. Приведу пример такой ситуации. Дети играют, рассматривают книги, а двое мальчиков, не найдя себе занятия, сидят на ковре. Я говорю: «От скуки бери дело в руки» и даю какое-то поручение. Дети охотно приступают к делу. А после того, как работа будет закончена, хвалю и спрашиваю, почему так говориться. Таким образом, помогаю осмыслить пословицу и результат своего труда.

 В повседневной жизни также широко использовались и загадки. В своей работе я предлагала детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывала интерес и давала повод для более подробного разговора об интересующем нас объекте или явлении.

 Также я использовала загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме. Я их применяла во время детской деятельности. Так, чтобы сделать обычный процесс умывания для детей привлекательным, я загадывала загадки о предметах туалета, затем спрашивала: «О чем загадка? Что надо сделать, чтобы умыться?» Дети выполняли действия, указанные в загадке. Собираясь на прогулку, я загадывала детям загадки об игрушках и предметах, которые предполагается взять с собой. Дети должны были доказать, что именно об этих предметах говорится в загадке, которые они принесли.

 Практика показала, что для всестороннего развития детей особое значение приобретают игры – забавы с использованием фольклора. Я старалась вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, дидактическая игра «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить произведение), помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.

 А.М. Бородич рекомендует использовать малые формы фольклора в театрализованной деятельности (игры – драматизации, концерты, праздники), где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.

 

Дети старшего дошкольного возраста устраивали своими силами концерты для малышей. Они сами составляли программу, распределялит роли, проводили репетиции, готовили помещение. Такой концерт продолжался десять – пятнадцать минут. Его программа была разнообразна: чтение известных детям младшей группы потешек с использованием наглядного материала (игрушек, предметов, картинок); пересказ известной детям сказки; чтение новых для малышей потешек; игра — драматизация или кукольный театр; народные игры; загадывание загадок. Дети, ведущие концерт, предлагали зрителям – малышам выступить по желанию, хором произнести звукоподражание и т.д.

 Таким образом, организуя развлечения для детей, я активизировала в речи детей малые формы фольклора. Это способствует развитию образности и выразительности их речи.

 Итак, использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществлялось в совокупности разнообразных средств и форм воздействия на них.

 Большой раздел устного творчества русского народа составляет народный календарь. В связи с этим, я организовала кружок со старшими дошкольниками под названием «Фольклорные забавы» (Приложение 14), для формирования у детей миропонимания.

 В своей работе я проводила календарно-обрядовые праздники: «Осенины», «Рождество», «Масленица». Кроме того, провела серию открытых занятий познавательного цикла, где решались речевые задачи, с целью обогащения словаря и с целью обратить внимание детей на жанровые и языковые особенности:

 1​ «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…» (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве);

 2​ «Русские потешки»;

 3​ «В гости к хозяюшке» (знакомство с загадками);

 4​ «Счастливая зыбка»;

 5​ «Баю, баю, баю, бай! Поскорее засыпай». (Приложение 4)

 На занятиях по развитию речи широко применялись скороговорки («Рассказывание по скороговоркам»), потешки с целью развития фонематического слуха и формирования грамматического строя языка. Данные занятия позволяли использовать произведения фольклора различных жанров, сочетание различных видов деятельности.

 Таким образом, занятия носили интегрированный характер. Как организующий момент на каждом занятии использовалась пословица: «Делу – время, потехе — час», настраивающей детей на последующую работу.

 Помимо занятий фольклор присутствует и в повседневной жизни ребенка. На прогулках дети с удовольствием играют в народные игры. Народные игры и лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию речи. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Чепена», «Олени и пастухи» и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги развивают речь дошкольника (приложение 10).

 

Также, используя практичесие разработки известного логопеда О.И. Крупенчук, я собрала потешки — пальчиковые игры (Приложение 13) и сопроводила стихи рисунками движения рук и комментариями. Эти упражнения помогают развивать у детей координацию движений кистей и пальцев рук, а значит, помогают развитию речи и мышления.

 Кроме того, были проведены консультации с родителями на темы: «Баю-баюшки-баю…» (как укладывать ребенка спать), «Как воспитывать детей на сокровищах народной поэзии?» (Приложение 5). В папке-раскладушке выставлялся текстовый материал различных малых форм фольклора для того, чтобы родители смогли повторить их дома с детьми. Родители также привлекались к организации фольклорных праздников, детских постановок.

 Также были разработаны консультации для воспитателей.

 Итак, малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

 

Свою работу я строила на следующих основных принципах:

  •  во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
  •  во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
  •  в-третьих, активного включения детей;
  •  в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.

 Чтобы убедиться в эффективности используемой мной методики, я вновь провела диагностику речевых умений по той же форме, параметрам и показателям.  

Сравнительный анализ показал, что у детей значительно повысился уровень речевых умений. Так, во второй младшей группе тринадцать детей получили высший балл (было трое), средний балл – одиннадцать детей (было дтринадцать), детей с низкой оценкой – ни одного (было восемь), в средней группе четверо детей получили высший балл (не было ни одного), средний балл – двадцать детей (было двадцать три), детей с низкой оценкой – ни одного (был один), в старшей группе двое детей получили высший балл (не было ни одного), средний балл – шестнадцать детей (было десять), детей с низкой оценкой – двое (было десять).

 

Заключение

  Длительность работы над опытом: «Развитие речи дошкольников посредством фольклора» составила три года.

 Диапазон опыта включает в себя систему занятий с детьми дошкольного возраста, от младшего возраста к старшему с оптимальным увеличением сложности занятий, пропорционально уровню речевого развития детей.

 В процессе работы были замечены такие изменения:

  •  у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.
  •  у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

 Анализ результатов до и после моей работы наглядно свидетельствует об эффективности разработанного мной комплекса методов и приемов. Дети улучшили свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на сорок процентов. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на сорок процентов.

 Исходя из анализа опыта работы, я пришла к выводу, что уровень речевого развития детей дошкольного возраста повышается, при организации специального обучения родной речи с использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах.

 В связи с поставленной целью мной проанализированы особенности развития речи дошкольни​ков и влияние различных форм фольклора на развитие речи детей дошко​льного возраста. С помощью различных форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

 Анализ результатов моей работы до и после ее завершения свидетельствует об эффективности мной выбранного комплекса методов и приемов.

 Разумеется, мое исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным. Необходимо довести уровень речевого развития детей в группе до высокого – у 30% детей, остальные — среднего уровня.

 Я убеждена, что, если организована систематическая работа с дошкольниками, различные формы фольклора доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование различных форм фольклора в речевом развитии детей вполне себя оправдала.

 Автор: Попова Ирина Евгеньевна,
воспитатель ГБОУ «Детский сад №2680″
г. Москва.

 Статья размещена в авторской редакции.

Развития речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора 5.00/5 3 голосов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>