«Рисование как вид деятельности, способствующий развитию речи». Из опыта работы воспитателя ДОУ


Рисование в речевом развитииНачиная работу над данной темой, я задалась целью, организовать работу с детьми младшего возраста по рисованиютак,чтобы сформировать у них интерес к этому виду деятельности. Развивать художественно-творческие способности, воображение, мелкую моторику рук, которые в свою очередь способствуют развитию речевых навыков, умений выражать в речевых высказываниях свое отношение к окружающему миру.

Дети очень любят рисовать и чем они младше, тем интерес выше у них к этому виду деятельности. Малыши любопытны от природы, им хочется все потрогать и попробовать, ведь они еще только открывают мир, хотят его познать, изучить, а рисование это такой интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого у детей развиваются сенсорно-двигательные навыки, умственно и речевая активность, углубляются представления об окружающем мире. Поэтому важно не упустить возможность развивать способности ребенка с раннего возраста.Об этом говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Как же построить эту работу, чтобы получить хороший результат? Прежде всего, я учитывала особенности детей раннего возраста, их психологические и физиологические возможности, ведь у них еще не сформированы многие навыки: дети не умеют правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу давления на бумагу( карандаш- слабо, кисть- сильно), ориентироваться на листе бумаги и не выходить за край листа.Эти неумения расстраивают малышей, и они часто оставляют попытки нарисовать задуманное. И тогда рисование может надолго задержаться на уровне хаотических линий (черкание, каляки–маляки). А результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, потому что работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Поэтому первое, с чего я начала свою работу — с обучения навыкам детей держать карандаш, кисть, фломастеры; рисовать простые линии и формы. Рисуя палочки и дорожки, вертикальные и горизонтальные линии, кружочки и овалы ребенок видит обобщенные формы, как основу множества образов, учится находить в них сходства с окружающими предметами и явлениями и называть эти определения в речи. Освоив минимальный арсенал изобразительных и речевых умений, ребенок получает возможность передавать на листе элементарные образы, начинает чувствовать себя увереннее в этом увлекательном виде деятельности, пытается произносить слова-определения, а позже – элементарные суждения об изображенном на листе бумаги. В ходе работы я не забывала, что рисование для детей — это прежде всего игра, поэтому занятия проводила в непринужденной, доброжелательной обстановке с использованием сюрпризных моментов, сказочных персонажей.Ну и, конечно, не ограничивала детскую свободу, предоставляла возможность экспериментировать с красками. В процессе обыгрывания сюжета и непосредственно рисования я общалась с детьми, задавала вопросы о процессе создания задуманного образа. Такая организация изодеятельности стимулировала речевую активность детей, а в дальнейшем организовывала настоящий диалог,сначала с игрушечным персонажем, а затем и со взрослым. Кроме того, занятия рисованием способствуют развитию активного и пассивного словаря детей. Увлекшись игрой, находясь на пике эмоций, выполняя практические действия, дети способны усвоить много слов и выражений. Можно говорить о том, что занятия рисованием стимулируют развитие коммуникативной функции речи.

Сюжеты для рисования исходили из опыта детей (что он знает, что его интересует, что недавно видел или делал), в ходе рисования эти знания расширяются.Рисуя с детьми, я рассказывала о различных явлениях природы (дождь, снег и т.д.), животном и растительном мире, о волшебном мире сказок. Соответственно теме подбирала дидактический материал, творческие игры и упражнения на развитие моторики рук, цветового восприятия. Например: в ходе рисования на тему «Зернышки для курочки» использовала упражнение на моторику рук «Мешочки с зернышками», где детям предлагала рассмотреть зернышки, поговорить о них, потрогать. В результате идет развитие тактильных ощущений,дети лучше запоминают цвет, форму, размер, а изобразить можно пальчиком, ведь это один из видов творчества, в котором наряду с эстетическим развитием и развитием восприятия цвета и формы, эффективно развивается мелкая моторика рук, а без этого невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка. Чем лучше малыш владеет пальчиком, тем быстрее он развивается, лучше думает и говорит.

Готовые рисунки мы вместе с детьми внимательно рассматривали, обсуждали,старались найти уникальные, необычные.

Вот некоторые из методов, которые я использовала для обучения рисованию:

1. Рисование в воздухе, т.е. изображение линий и фигур в воздухе при помощи указательного пальца ведущей руки. Использование этого приема помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне.
2. Использование коробочек с мелкой крупой, песком,солью. Этот прием удобен в использовании, встряхнули коробочку с крупой, фон чистый, можно начинать работу снова.
3. Совместное рисование, когда я вкладывала карандаш в руку ребенка, брала ее в свою и водила по бумаге, создавая изображение и параллельно комментируя рисунок. Использование этого метода позволяет научить ребенка правильно держать карандаш, надавливать на него, проводить различные линии.
4. Дорисовывание деталей – это процесс завершения рисунка. В качестве основы для рисования предлагается заготовка, на которой нарисована часть рисунка, недостающие детали, которые ребенок должен изобразить. Сюжет картинки обыграть и прокомментировать взрослым.
Например, тема «Дождик». Перед началом занятия предлагаю послушать малышам стихотворение:

Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, воду лей.
На цветочек, на листок,
Кап, кап, кап!
На дорожку на лужок.

Спрашиваю: «О чем говорится в стихотворении?»
Рисую на листе бумаги, прикрепленном к мольберту, тучу синего цвета.
«Догадались, что это такое? Правильно, это туча».
Затем начинаю рисовать горизонтальные линии, сопровождая их словами: «Вот пошел дождик: кап, кап, кап!»
Раздаю малышам листы с заготовками, пастельный мелок или фломастер.
«У вас на картинках тоже нарисованы тучи. Нарисуйте дождик!»
Можно рисовать сильный (сплошные линии) и слабый дождь (пунктирные линии). Побуждаю детей озвучивать рисунок- «кап, кап». Сюжет картинки обыгрываю и комментирую.
Использование такого приема и дидактических игр позволяют закрепить усвоенные навыки: держать карандаш, рисовать определенные линии и фигуры. При этом есть возможность планировать уровень сложности рисунка в зависимости от возраста и уровня умений детей.
5. Для самостоятельной работы предлагаю дидактические игры из серии «Дорисуй».
6. Самостоятельное рисование-создание ребенком рисунка по заданному взрослым сюжету или по собственному желанию с использованием усвоенных умений, навыков.

Очень большую роль в развитии ребенка играет включение в работу нетрадиционных техник рисования, которые позволяют развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка — использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе: можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы. Происходит развитие наглядно — образного мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей: чем я еще могу рисовать?Что я могу этим материалом нарисовать?

Я применяю несколько нетрадиционных техник рисования на занятиях с малышами:

• Рисование ладошкой – нанесение краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание для получения отпечатка. Краску можно наносить несколькими способами. Наносить кисточкой, опускать ладошку в блюдце с краской или на поролоновую подушечку пропитанную краской. Прикладывая ладошку к листу можно сжать или растопырить пальчики, расположить руку вертикально, горизонтально или под углом в зависимости от заданной темы.Возможно дополнить отпечаток необходимыми линиями, мазками опять же в зависимости от выбранного объекта изображения ( цветок – стебелек, дерево- листочки).
• Рисование пальцами – нанесение краски на бумагу при помощи пальцев. При соприкосновении пальчиков с бумагой остаются цветные круглые пятнышки, а при проведении им по бумаге получаются линии. Краски разводятся до густоты сметаны, наливаются в блюдца, при смене цвета, пальчики моют в баночке с водой и вытирают салфетками. Работу в такой технике можно выполнить целиком, а можно использовать, как часть рисунка(веточка изображается кистью, ягоды- пальцами).
Рисование штампом – нанесение краски на поверхность специальной формы(штампа), прикладывание штампа красочным слоем к бумаге получение цветного оттиска. При помощи этого способа можно получать как одинаковые оттиски, так и разные по форе, размеру, сочетать их между собой. В качестве штампов можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного набора, вырезать шаблоны из овощей, поролоновых губок, а возможно сделать штамп, таким способом.На деревянную палочку или карандаш накрутить тонкий поролон и закрепить его нитью, вот такой интересный художественный инструмент возможно использовать в работе, при этом руки остаются чистыми.
• Работа с природным материалом-дети собирают листочки, камушки, веточки и.д, раскрашивают их в зависимости от поставленной цели и создают из них разнообразные композиции, или же наносят на них краску и делают красивые отпечатки на листе, которые можно дорисовать кистью или карандашом.
• Рисование свечой и акварельными красками –нанесение свечой рисунка на бумагу, а при помощи кисти и акварельных красок раскрасить рисунок.
• Монотипия предметная – сложить листок пополам, развернуть и в центре нанести цветовое пятно, листок сложить, развернуть получится изображение. Детям следует увидеть образ в этом пятне и по необходимости дорисовать его недостающими деталями.
• Скатывание бумаги — ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу, возможно, раскрасить цветом получившуюся работу.

Дети могут применять несколько различных техник в создании одной работы, ведь каждая из этих техник — маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Немаловажное значение играет организация рабочего места при работе с карандашами, фломастерами, красками. На первом этапе я стол накрывала клеенкой, если использовались краски, а детям надевала фартучки. На столе оставляла только самое необходимое (баночка с водой, кисточка, салфетка, лист, одна краска, фломастер, пастельный мелок или карандаш в зависимости от темы и целей занятия). По мере тог, как дети учились рисовать, количество красок, мелков и других материалов увеличивала. Материалы использовала только хорошего качества и не токсичные, бумагу для рисования брала формата А4, а для коллективных работ А3. Это необходимо для того, чтобы ребенок учился не выходить за грани листа.

Для создания развивающей творческой среды, стимулирующей ребенка на активную деятельность, я организовала в группе уголок творчества, где для детей доступны различные изобразительные материалы, книжки- раскраски, альбомы для рассматривания «Филимоновская и Дымковские игрушки», иллюстрации, игры. Дети подходят, берут нужный им материал, рисуют, лепят, а в ходе творческой деятельности разговаривают, обсуждают свое творчество. Так одновременно идет развитие речи, моторики рук, творческого мышления, воображения, памяти малышей.

Одним из показателей развития детей в изодеятельности является участие в различных выставках детского сада, представление творческих работ на международных и всероссийских конкурсах, где дети неоднократно подтверждали свой талант дипломами, похвальными грамотами.

Развитие ребенка — постоянный процесс. И здесь главными моими помощниками выступают родители. Да, сначала и их нужно было заинтересовать, увлечь. Как? Через индивидуальные беседы, консультации старалась объяснить, какой их малыш неповторимый, способный, несмотря на то, что некоторые родители считали, что еще рано, и не верили в таланты в таком маленьком возрасте. Причем некоторые очень были обеспокоены тем, что их ребенок молчит или плохо разговаривает по сравнению с другими детьми, и скорее нужно обращаться к врачам, а не заниматься рисованием. И каково же было их удивление, когда они увидели результаты: дети рисуют, получают награды в конкурсах, дети говорят, говорят много, чисто, предложениями, используя в речи элементарные термины.

Таким образом,можно сделать вывод, что уровень развития творческого потенциала детей и речевое развитие находится в прямой зависимости от степени движений пальцев рук.А широкое включение в педагогический процесс, в жизнь ребенка разнообразных занятий по художественной деятельности, максимальное внимание к продуктам детского творчества ведет к развитию речи и обогащению словарного запаса детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей. – М,1990 -320 с.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.
3. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 80с.
4. Иванова О.Л., Васильева И.И. Как понять рисунок и развивать
творческие способности ребёнка. – СПб.: Речь; Образовательные
проекты; М.; Сфера, 2010. – 92 с.
5. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников:
6. Пособие для воспитателя дет.сада. М.: Просвещение, 1980. – 160с.
7. 6.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста.
8. //Нетрадиционные техники. – М. Творческий центр, 2006. – 187с.
9. 7.Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. – М.:
10. Мозаика-Синтез, 2009. – 56 с.
11. 8.Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. – М.:
Мозаика-Синтез, 2008. – 48 с.
12. 9.Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М, 1984 – 213 с.
13. 10.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2009. – 144 с.

Автор: Шалабудова Елена Викторовна,
воспитатель,
МБДУ «Детский сад комбинированного вида «Теремок»», г. Тулун, Иркутская обл., Россия

Статья размещена в авторской редакции

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *