«Теоретические и методологические основы музыкального образования детей дошкольного возраста. Формирование основ русской музыкальной культуры». Из опыта работы музыкального руководителя ДОУ

Восприятие музыки является ведущим видом музыкальной деятельности и лежит в основе всех видов музыкальной деятельности. Слушание музыки обогащает чувственно – эмоциональную сферу каждого ребенка, расширяет его кругозор, влияет на развитие речи, формирует личность ребенка в целом. Музыкальный образ не всегда понятен ребенку и взрослому. Необходимо помочь ребенку войти в мир представлений, образов. Научить слушать и слышать музыку. Отсутствие систематичности в работе по этому виду деятельности привело к проблеме: ограниченности, бедности словарного запаса и отсутствие запаса музыкальных впечатлений, небольшому количеству накопляемого материала. Это привело меня а целенаправленному использованию программы О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры»  в работе с детьми подготовительной группы с октября по апрель на занятиях и развлечениях. Программы Васильевой М.А. использую как базовую. Из программы «Музыкальные шедевры» работаю по темам:




  • «Музыка выражает чувства, настроение, эмоции».
  • «Песня – танец – марш».
  • «Сказка в музыке».
  • «Музыкальные инструменты и игрушки».

Главными методами считаю:

  • наглядный (наглядно – слуховой: исполнение музыки, наглядно зрительный. Использование иллюстраций, пособий).
  • словесный и практический.

Все это я использую в работе.

Музыка может звучать как в живом исполнении, так и на аудиокассетах и дисках (дается в сравнении, сопоставлении различных звучаний). Слушание музыки я провожу, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы:

  • «Какие чувства передает музыка?» — 1 квартал.
  • «О чем рассказывает музыка?» — 2 квартал.
  • «Как рассказывает музыка?» — 3 квартал.

Это последовательность тем может быть использована как схема беседы о музыкальном произведении на протяжении нескольких занятий. Высказывание детей о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, выраженных в нем, не отличаются разнообразием. Часто встречающиеся в практике деление на «веселую» и «грустную» примитизирует, обедняет ее восприятие. При этом очень удобно пользоваться словарем эмоционально – образного содержания, составленным по группам О.П. Радыновой. Как показывает опыт работы, этот словарь существенно обогащает словарный запас детей.

Одним из приемов развития музыкального восприятия является использование контрастных произведений одного жанра. При подготовке к развлечению К.И.Чайковский «Детский альбом» после ознакомления с «Вальсом» из этого цикла, мы провели «Вечер вальса», познакомились с вальсом композиторов: Л.Минкус, А.Вирстовский, А.Варламов, А.Грибоедов, Ф.Шопен, И.Штраос. После знакомства с «Полькой» из «Детского альбома» П.И.Чайковского мы сравнивали «Польки»: С.В.Рахманиново, М.И.Глинки, Д.Б.Кобалевского. После занкомства с пьесой «Игра в лошадки» слушали:

  • «Смелый наездник» Р. Шумана.
  • «Кавалерийскую» Д. Б. Кабалевского.

После знакомства с маршем «Деревянных солдатиков» мы провели беседу «История марша» и прослушали пружинистый «Спортивный марш», комично – шутливый «Персидский марш» И. Штрауса, победный «Военный марш» А. Александрова. При знакомстве с «Комаринской» мы провели беседу «О русских народных инструментах». Пьесу «Шарманщик поет» из того же «Детского альбома» П.И.Чайковского сравнивали с «Шарманкой» Д.Шостаковича. Монотонные звуки одни, а какие разные чувства передает музыка! Для сравнения я предлагала произведения как по программе, так и дополнительный материал.

Для развития музыкального восприятия использую такие приемы, как

  • Применение дисков, аудиокасссет«камерный симфонический оркестр».
  • Чтение стихов под запись («Хор из детского альбома»),
  • Беседа «О традициях и быте «История костюмов, соответствующие эпохе, игрушек, куклы к «Новой кукле».
  • Инсценировка («Костюм к пьесе «Баба Яга»).
  • Передача характеров движения (импровизация к пьесам «Баба Яга», «Новая кукла»).

При использовании аудиозаписи важно обратить внимание детей на более яркое, красочное концертное исполнение большого симфонического или камерного оркестра. Прием оркестровки побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющееся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях, тембров музыкальных инструментов с ее звучанием. Потом раздать имеющееся детям шумовые инструменты. Тембровые особенности ДМИ придают звучанию образность, их применение повышает интерес к музыкальному произведению, способствует к творческому применению их в самостоятельной деятельности. Применение приема оркестровки позволяет разнообразить структуру музыкального занятия, так как объединяет слушание музыки и игру на детских музыкальных инструментах.

Наглядный прием «цвет настроение» позволяет детям подобрать новое слово и в игровой форме высказываться о характере музыки, помогает выявить реакцию детей на музыку, закрепить представление о средствах выразительности. Определенный цвет связывается с определенным настроением: постельные тона (голубой, розовый) – снежным спокойным характером («Мама», «Старинная французская песенка» П.И.Чайковского), темные густые тона (темно – коричневый, темно –синий) – с мрачным тревожным характером «Баба Яга» П.И.Чайковского. Красный – с решительным торжественным характером музыки (марши – военные, походные, спортивные).

Работая по программе О.П.Радыновой систематически и целеноправленно – все задачи по восприятию музыки, поставленные в начале года были выполнены. Дети стали умело пользоваться определениями из «Словаря эмоций», стали логически мыслить, придумывая рассказы о прослушанной музыки, творчески передавать образы в программной музыки. У них накопилась достаточно много прослушанного материала.

Автор: Худовекова Надежда Ивановна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №65» г. Воркуты, Республика Коми, Россия.

Статья размещена в авторской редакции

ПЛАН
проведения конкурсов для педагогов
на 2018 год

План конкурсов 
для детей на 2018 год

Как разместить статью на сайте 
и получить сертификат к аттестации?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *