Конспект НОД по развитию музыкального восприятия «Знакомство с музыкальными инструментами»

Старшая группа

Цель занятия:

  • Развитие музыкального восприятия путем знакомствадетей с музыкальными инструментами: внешний вид, способы звукоизвлечения, тембровые и динамические особенности.
  • Расширение словарного запаса новыми музыкальными понятиями и терминами.

Дидактический материал: Изображения рояля и клавесина, портреты композиторов (И.С.Бах, Ф.Шопен), аудио (видео) записи произведений.

Методические рекомендации: Занятие может проводиться как в первой, так и во второй половине дня. Время проведения занятия 20 минут. Основной метод для достижения цели занятия – словесный, т.е. беседа с детьми. Не менее важен практический метод: демонстрация иллюстраций (слайдов, видеозаписей), наглядное исследование инструмента (пианино), прослушивание произведений, передача впечатлений в танцевальной импровизации. Для закрепления материала необходима итоговая беседа с детьми и краткое повторение пройденного на последующих 2-3 занятиях.

 Ход занятия

Музыкальный руководитель: Сегодня мы поговорим о семье инструментов, один из которых вы хорошо знаете.

Как называется инструмент, на котором я играю?
(Ответ детей).

Музыкальный руководитель: Правильно, этот инструмент называется пианино.

А знаете ли вы, что у пианино есть старший брат? Этого брата зовут рояль, что в переводе с французского означает «королевский». Посмотрите внимательно. Чем похожи эти братья-инструменты?

Педагог показывает изображения пианино и рояля. Дети старшего возраста самостоятельно ищут сходство. Малышам сравнение делает педагог.

Музыкальный руководитель: И у пианино, и у рояля есть клавиши, на которые нажимает музыкант. Посмотрите: белые клавиши идут подряд, черные чередуются: две-три-пропуск, две-три-пропуск. Все эти клавиши составляют клавиатуру. Давайте посмотрим, какие клавиатуры у пианино и рояля. Совершенно верно, они одинаковые.

И у пианино, и у рояля есть педали, на которые пианист нажимает ногами. Давайте послушаем, для чего нужны педали.

Наглядная демонстрация.

Правая педаль удлиняет звук. Даже если нажать клавишу и убрать руку, инструмент будет звучать. Давайте послушаем, что происходит со звуком, когда мы нажимаем левую педаль. Правильно, звучание инструмента становится тише.

Чем же отличаются пианино и рояль? Рояль-это большой инструмент, у него мощный звук и поэтому на рояле играют в концертных залах, таких, например, как филармония и капелла.Пианино меньше размером, звучит оно не так ярко, но зато его можно поставить в квартире.

Как же появляется звук у рояля и пианино? Пианист нажимает на клавишу. Клавиша соединяется с молоточком, который бьет по струне. Внутри инструмента закреплено множество струн. Они разной длины и толщены. У самых низких звуков самые толстые струны. Чем выше звук, тем тоньше струна. Давайте посмотрим, как это происходит.

Дети вместе с педагогом рассматривают устройство пианино.

Музыкальный руководитель: А теперь я вам покажу еще один инструмент.

Педагог показывает изображение клавесина.

Это дедушка рояля – клавесин. Посмотрите, как они похожи. Посмотрим, чем же они отличаются?

Педагог показывает картинку с инструментом. Дети старшего возраста ищут сходство самостоятельно. Малышам сравнение делает педагог.

Музыкальный руководитель: У клавесина две клавиатуры. Он очень красиво украшен, нет педалей и размер клавесина намного меньше, чем рояля. Как вы думаете, зачем понадобилось придумывать рояль, если у музыкантов уже был такой красивый инструмент, как клавесин?
(Ответ детей старшего возраста).

Музыкальный руководитель: Клавесин замечательный инструмент. Множество красивых произведений написано для него. Но есть у него одна особенность: его громкость всегда одинакова. Послушайте: на пианино я могу сыграть тихо, могу очень громко.

Наглядная демонстрация.

Поэтому пианино и рояль называют фортепиано («форте» — громко, «пиано» — тихо). А на клавесине, как бы я ни старалась, громкость звука будет одинаковой.

А теперь я хочу, что бы вы послушали голос клавесина. Слушать мы будем произведение, которое сочинил композитор Иоганн Себастьян Бах. Посмотрите на портрет.

Педагог показывает портрет И.С.Баха

Это был очень серьезный композитор, и сочинял он очень серьезную музыку. Мы послушаем Прелюдию. Это скорее пьеса-упражнение. Бах написал ее для своих детей, когда они учились играть на инструменте. Садитесь поудобнее, сейчас вы услышите голос дедушки-клавесина.

Звучит Прелюдия до-мажор. ХТК 1 том

Музыкальный руководитель:Вам понравился клавесин? А теперь давайте послушаем произведение, которое исполняется на рояле. Эту пьесу сочинил польский композитор Фредерик Шопен.

Педагог показывает портрет Ф.шопена

Этот композитор написал великое множество красивых произведений для фортепиано. Он и сам был виртуозным пианистом. Мы будем слушать ноктюрн. «Ноктюрн» в переводе обозначает «ночной». Представьте себе: лето, тихая ночь, окно распахнуто в сад. В кресле сидит Шопен.Он думает о чем-то и в голове его звучит эта музыка. Устраивайтесь поудобнее и послушайте, о чем рассказывает нам Ноктюрн.

Звучит Ноктюрн №1, опус 9

Музыкальный руководитель: Вам понравился голос рояля? А ноктюрн? А теперь расскажите мне, какое настроение было у Шопена, когда он сочинял этот Ноктюрн?(Ответы детей).

Музыкальный руководитель: Давайте вспомним, с какими инструментами мы сегодня познакомились? Как называются пианино и рояль? Почему? Чем они отличаются от клавесина? Произведения каких композиторов мы слушали?
(Ответы детей).

Музыкальный руководитель: Теперь я хочу предложить вам танцевальную импровизацию на музыку Шопена. Внимательно слушайте музыку, и постарайтесь движениями передать настроение и характер пьесы.

Танцевальная импровизация. Ноктюрн №2, опус 9.

Автор:
 Большакова Виктория Алексеевна
 музыкальный руководитель,
ГБДОУ  №84  Красносельского р-на
г. Санкт-Петербург, Россия

Статья размещена в авторской редакции

 

Оцените статью
Добавить комментарий